Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Библиофилия / Из истории переплета. Элементы украшения переплетов - суперэкслибрис и екслибрис

Из истории переплета. Элементы украшения переплетов - суперэкслибрис и екслибрис

Статьи

Библиофильство - история развития
Временные рамки и периоды библиофильства в России
Из истории переплета. Английский переплет
Инвестиции в книжный антиквариат
Классификация антикварных книг
Что такое Антикварная книга? Развитие понятия антикварной книги и антикварной книжной торговли
Как оценить и продать старинную книгу
Судьбы редких изданий
Периоды книжного увлечения в мире и в России
Из истории переплета. Элементы украшения переплетов - суперэкслибрис и екслибрис
Из истории переплета. Переплет в XIX - XX веках
Переплеты старинных российских книг
Из истории переплета. Издательский переплет и суперобложка
Антиквариат. Французский переплёт книг
Из истории переплета. Немецкий переплет
Реставрация старинных книг
Оценка антикварных книг
История книги. Книжные центры древней Руси
Рукописные книги
История книги. Украшение и декорирование книг
Библиотека - центр книжного предпринимательства в древнем мире
Антикварные книги
Конструкция и художественное оформление старинных книг в России
Собирание старинных книг в Европе и России: от древности до наших дней
Торговля антикварными книгами в России от эпохи Петра I до наших дней
Владельческие и иные знаки на книгах
10 самых дорогих книг
Коллекция ужасных книг
Инвестиции в антикварные книги
Букинисты
Хоббит Толкиена стоит 120.000 долларов
Общие сведения
Развитие букинистической торговли в России до середины XIX века
Букинистика во второй половине XIX века
Коллекции

Русский авангард начала XX века
Такие разные книги
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0Особым элементом украшения переплетов в прошлом был суперэкслибрис. Как и книжный знак - экслибрис, он является знаком владельца книги. Суперэкслибрис - герб владельца книги, который выдавливается на внешней стороне передней сторонки, а иногда, дополнительно, и на задней сторонке переплета. Нередко его покрывают позолотой.

Суперэкслибрис появился в XVI веке во Франции и часто был единственным украшением переплета, хотя мог служить и центральным элементом какого-либо богатого декоративного украшения.

Экслибрису предшествовали рукописные пометки, использовавшиеся еще в Средние века и содержавшие имя владельца книги. Экслибрис представляет собой наклеиваемый на внутренней стороне передней сторонки переплета знак, который сначала рисовали от руки, а затем стали печатать в технике ксилографии, гравюры на меди, офорта, литографии и т.д. На нем часто изображается герб владельца книги, используются различные аллегорические изображения, символы, орнаменты, изречения и т.п. Как правило, в нем присутствует фраза: `Из книг...` (`Ex libris...`) и приводится имя владельца. Отсюда и возникло название данного книжного знака.

Если не учитывать более ранние одиночные примеры, то широкое распространение экслибрис получил во второй половине XV века, когда высокого уровня развития достигла гравюра на дереве и на меди. Одним из наиболее ранних образцов экслибриса является созданный около 1470 года знак капеллана Ганса Кнабенсберга по прозвищу Иглер (Любитель ежей), на котором изображен еж. В России первым известным экс-либрисом является знак русского монаха Досифея (1490-е годы) - основателя библиотеки Соловецкого монастыря. Позднее изготовлением экслибрисов занимались такие художники, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и др.

В зависимости от назначения различают разные виды экслибрисов, например экслибрисы-посвящения и универсальные экслибрисы, которые могут сразу же впечатываться в книгу. Изображения на знаках разнообразны и часто указывают на индивидуальные особенности владельца. В них находят отражение стили, характерные для разных периодов.

В XIX веке искусство экслибриса пришло в упадок и возродилось только в конце столетия, в основном усилиями собирателей.

В настоящее время изготовление экслибрисов является отдельной областью деятельности художников-графиков. Развитие экслибриса привело к созданию экслибрисоведения. Во многих странах организованы общества коллекционеров книжного знака, которые ведут издательскую деятельность. Уже сегодня экслибрис потерял прикладное значение и превратился в произведение искусства, став объектом собирательства.


http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=111

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь