Нет другого вида искусства, столь же близко стоящего по средствам исполнения к скульптуре, как живопись, поэтому мы хотели бы посвятить эту статью образам художников, запечатленных в скульптуре.
Памятник Илье Репину Илья Репин - один из самых "русских" художников, в его работах физически ощущается дух природы, присущей только России, неброский и чуждый монументальности. Однако, памятник Репину, установленный недалеко от Третьяковской галереи, на площади, носившей имя этого выдающегося художника, отличается как раз своей помпезностью и монументальностью. Перед нами - классический "парадный" монумент. Он выполнен скульптором М. Г. Манизером. Памятник был установлен в 1958 году недалеко от Третьяковской галереи. Скульптура представляет собой фронтальную концептуальную композицию. Мы видим фигуру художника с палитрой и кистями в руках, стоящего у мольберта с накинутой драпировкой. Скульптура возвышается над четырехугольным, сужающемся кверху постаментом, на котором укреплен бронзовый картуш с памятной надписью. Даже при том, что памятник находится в дружественном окружении - в глубине живописного сквера, у реки (где не так давно был сооружен изящный мостик, связавший Болотную площадь с Лаврушинским переулком), тяжеловесные пропорции скульптуры, высокий массивный постамент не соответствуют романтической атмосфере этого уголка старой Москвы, образам полотен художника, духу его творчества, и всему ассоциативному ряду образов, вызываемых в памяти именем художника. В то же время стоит отметить, что сам факт расположения памятника в непосредственной близости от крупнейшего хранилища живописных полотен - Третьяковки создает глубокую концептуальную связь между ней и памятником Репину. Памятник Андрею Рублеву В русской живописи особняком стоит имя великого живописца Древней Руси Андрея Рублева. Имя Рублева стояло первым в списке художников, которым, согласно одному из первых декретов Советской власти - декрету Совнаркома "О памятниках республики". Но с момента принятия декрета до воплощения этого решения в жизнь прошли десятилетия, и даже общественный строй в России изменился. Памятник был установлен в 1985 году в небольшом скверике у входа на территорию Спасо-Андроникова монастыря, где ныне размещается Музей древнерусского искусства в Москве. Отметим, что это не единственный памятник иконописцу в России. Во Владимире, рядом с Успенским собором, в котором находится несколько фресок работы А.Рублева, также установлена бронзовая скульптура иконописца, запечатленного за работой. Образ иконописца пропитан высокой одухотворенностью, свойственной философу, святому и художнику творческой энергией. Памятником в Спасо-Андроникове монастыре являет собой бронзовую скульптурную композицию, представляющую иконописца за работой. Памятник является даром Союза художников Российской Федерации городу Москве. В работе над образом Рублева скульптор основывался на теории "исторического сходства", использовал художественные образно-ассоциативные приемы. Чисто изобразительные живописные черты и весь духовный настрой образа памятника эмоционально близки с художественной аурой "Троицы". Основные эпитеты в описании памятника: хрупкость, мягкость и изящество. Эти свойства памятника достигаются за счет несколько вытянутой по пропорциям, обобщенно трактованной фигуры, утонченного благородства черт лица, задумчивого, как бы обращенного в себя взора. Мягкость, присущая памятнику, достигается за счет пластической моделировки объема, плавности контуров. Выбор места для памятника не был случайным и обусловлен исторически: в этом монастыре легендарный художник прожил несколько лет. В этом же монастыре он расписывал стены древнейшего в Москве белокаменного Спасского собора ХV века. Здесь же великий иконописец и был погребен. http://www.gedes.ru/articles/art04.shtml |