До определенной степени верно парадоксальное высказывание: "Не памятник красит место, а место - памятник". Скульптурные композиции сильно выигрывают от выгодного окружения, и теряют свою значимость при неудачном выборе места.
Очень удачным был выбор места для установки памятника выдающемуся русскому полководцу А.В.Суворову. В 1982 году он был открыт на площади Коммуны. Вскоре эта площадь была переименована в Суворовскую. Место имеет хорошую историческую основу, связанную с военной традицией. Во времена Суворова в непосредственной близости от установки памятника был расположен инвалидный дом для военных ветеранов. Фактически монумент высится перед Театром Российской Армии, что нельзя не назвать удачным местоположением для выдающегося скульптуры гения военного искусства. Но это не единственное достоинство данного места для расположения памятника.
В непосредственной близости от него расположен и культурный центр Вооруженных Сил РФ. Таким образом, и историческая, и современная топография вполне соответствуют образу памятника. Чтобы строгий и стройный силуэт монумента не "потерялся" на фоне многопрофильных стен, скульптура поставлена на многоступенчатый постамент.
Для восприятия памятника важно и то, что вокруг него организована отдельная небольшая площадка, по бокам которой установлены шесть старинных орудий, и разбит сквер. В результате, получается, что при органической включенности памятника в городской микроансамбль, он представляет собой самостоятельную архитектурную единицу.
Грандиозный памятник императору Александру III, представленного в полном облачении сидящим на царском троне, был установлен в 1912 году на набережной храма Христа Спасителя. Более удачного места для установки монумента невозможно представить. Храм Христа Спасителя в сознании россиян являлся символом династии Романовых и величия России.
Исполинская величина, громоздкость и помпезность композиции во многом были продиктованы масштабами и образом храма. Понятно, что до наших дней эта скульптура на дошла. Как, впрочем, и другой, являющийся образцом удачного расположения, но более современный образец скульптурного искусства. Речь идет о воздвигнутом посередине Лубянской площади памятнике Ф. Э. Дзержинскому (скульптор Е. В. Вучетич). Размеры памятника были выбраны исходя из того, что он будет, главным образом, рассчитан на круговой обзор, памятник пропорционально был построен так, что был виден на большом расстоянии. Памятник находился в центре площади, открытой для транспорта, и из-за этого оказывался недоступен для близкого рассмотрения.
Скульптор создал чрезвычайно интересный и своеобразный памятник. Главное в нем - не физиономистика, а композиция фигуры. Дзержинский представал именно таким, как о нем было принято говорить и писать - "железным Феликсом". Вся композиция памятника и устремленная вверх, прямая фигура демонстрировала неустрашимость и несгибаемую волю к победе руководителя ЧК.
Монумент состоял из кругового многоступенчатого подиума, на котором был установлен колоннообразный постамент и как бы продолжающей движение ввысь стройной фигуры самого чекиста.
Присутствие именно такого памятника на Лубянской площади объясняется не только наличием на ней известного серого здания, но и связано с градостроительной необходимостью.
Скульптура Дзержинского очерчивала центральную ось чрезвычайно широкой городской площади. Она служила ориентиром для вливающихся в нее транспортных потоков, движущихся по девяти улицам и проездам. Скульптура Дзержинского, даже будучи снятой с высокого подиума, не утратила своей художественной ценности. Памятник экспонируется в Парке скульптуры на Крымской набережной, и каждый может вблизи удостовериться в высоком психологизме портрета, тщательности скульптурной проработки поверхностей.
А вот Лубянская площадь, лишившись своего центрального монумента, лишилась своей выразительности и потеряла ансамблевое единство.
http://www.gedes.ru/articles/art01.shtml |