Говоря о ювелирных украшениях, мы обычно в первую очередь думаем о сверкающих самоцветах, блистающих в изысканных кольцах, ожерельях или браслетах. Однако у украшения есть и еще один важный компонент - ведь каждому камню нужна достойная оправа, которая надлежащим образом оттенит красоту минерала, подчеркнет его достоинства и надежно закрепит камень. А для оправы используют металлы - древнейшее и одно из самых важных для человечества открытие.
Сначала в Европе знали только семь металлов - золото, серебро, свинец, медь, ртуть, олово и железо. Так продолжалось до 18-го века, когда к ним добавились платина, алюминий и многочисленные металлические сплавы. Самым основным металлом испокон веков считалось золото - алхимики называли его "царем металлов", его символизировало солнце, а символом серебра была луна. Неизвестно, когда впервые появился прообраз ювелирного украшения из золота со вставкой из самоцветного камня - однако известно, что на протяжении человеческой истории золото было не единственным материалом для оправы. Во времена античности изготавливали украшения из бронзы и даже железа, в Средневековье активно использовали медь, серебро и позолоту, алюминий носили в 19-м веке, мельхиор - в 18-м, платина стала символом эпохи ар деко... Сегодняшний рынок предлагает нам огромное разнообразие украшений и предметов декора из всевозможных металлов и сплавов, а разнонаправленные модные тенденции, признающие популярными одновременно несколько различных течений, позволяют не ограничивать фантазию. И украшение из традиционного золота, и изделие из необычного алюминиевого сплава найдет своего хозяина - выбор зависит только от ваших личных стилевых предпочтений.
Золото - первый металл, с которым познакомился древний человек. Первые найденные золотые украшения относятся к шестому тысячелетию до н.э. Его знали на всех континентах, и издавна оно служило не только материалом для изготовления украшений, утвари и оружия, но и меновым эквивалентом, прообразом денежных знаков. Именно из золота отчеканили первые монеты, причем изначально ценность монеты определялась ее весом - до 1971 года все бумажные деньги имели обеспечение в золотых слитках. Золото всегда было признаком богатства и знатности - воздействие на психику человека желтого блеска сравнимо разве что с сиянием алмазов. Памятен греческий миф о царе Мидасе, который умер от голода, потому что все, к чему он прикасался, становилось золотым. Интересно, что золото в отличие от серебра не стареет и может лежать в земле веками, не теряя внешней презентабельности. Как металл для ювелирных украшений золото популярно и сегодня, но в чистом виде оно не используется - применяются только сплавы, причем чем дешевле изделие, тем ниже его проба и содержание собственно золота (то, что продается у нас в обычных ювелирных, имеет 585 пробу, т.е. 58% золота, остальное - медь, никель или серебро). В зависимости от второго компонента сплава, золото может быть не только желтым, но и белым, розовым, красным, зеленым, серым или коричневым. Считается, что соприкосновения золота с кожей очень полезно - это усиливает потенцию и репродуктивные функции организма, укрепляет дух, усиливает иммунитет и даже продлевает жизнь на 10-20 лет, если носить его на правой руке. И, конечно, золото притягивает к своему обладателю деньги и успех в делах.
Для того, чтобы ощутить на себе благотворное воздействие золота и насладиться золотым блеском, совершенно не обязательно выкладывать тысячи долларов за украшение из желтого золота высокой пробы - достаточно приобрести изделие из ювелирного сплава или любого другого металла, покрытого позолотой. Самый древний способ позолоты - оклеивание тончайшей золотой фольгой, описанное еще Гомером. Золотобойное искусство - умение получать из самородков золотые листки - знали и в Древнем Египте, где золотыми листками покрывали деревянные носилки фараона, и в Киевской Руси, где золотили маковки церквей, и в доколумбовой Америке - конкистадоры были поражены, обнаружив, что многие золотые самородки на самом деле сделаны из меди и позолочены лишь снаружи. Индейцы использовали другие способы золочения - опускали медную деталь в щелочной раствор золота и кипятили, после чего золото оседало на медной поверхности, или же многократно отжигали уже содержащий немного золота медный сплав, благодаря чему поверхностный слой, из которого удалялась медь, обогащался золотом. Эти два способа переняли европейцы, и в немного измененном виде их используют даже сегодня. Однако наиболее часто применяют золочение в гальванической ванне - изделие опускают в синеродистое золото, через которое пропускается ток.
|