В наше время, когда говорят о древних иконописцах, принято говорить, что это были люди совершенно особенные. Они постоянно молились, постились и вообще были уже при жизни почти святыми. Откуда такая информация, и почему для церковных художников в древности было важно вести именно такой образ жизни? - Если коротко, то можно, наверное, ответить словами Булата Окуджавы, - потому, что "каждый пишет как он дышит". Чем человек живет, то он и передает другим в своей работе. Если живет человек молитвой и жизнью внутренней, то и в образах, им создаваемых, будет светиться эта внутренняя жизнь и молитва. Причем не потому, что он специально думал о том, чтобы, так сказать, специально выразить себя в этом направлении, а просто потому, что когда человек того времени служил Богу, он служил ему всей своей жизнью.
Макарий Египетский. Фреска на западной стене церкви Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород Великий. Феофан Грек.
Простой и известный пример - Новгородский храм Спаса Преображения на Ильине улице. Архитектура этого храма сама по себе интересна, но если рассмотреть на этот храм в сравнении с другими новгородскими церквями, будет видно, что в нем нет ничего совсем уж исключительного и из ряда вон выходящего. Несмотря на это храм Спаса Преображения на Ильине улице из-за сохранившихся в нем росписей Феофана Грека для большинства верующих людей, посещающих Новгород, является чуть ли не главной достопримечательностью этот город. И при этом не играет роли, что от росписей Феофана там остались совсем небольшие фрагменты, изменившие цвет и композиционно мало связанные друг с другом.
Почему же этот храм притягивает каждый год десятки тысяч людей? Потому, что при всей ничтожности остатков, даже человеку, ничего не понимающему в средневековом христианском искусстве, они говорят нечто такое, чего не говорят сплошь расписанные стены в других храмах.
Волхвы. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1500-1502 гг.
Упомянем еще одно замечательное название, - Ферапонтово. Почему это место столь привлекательно? Для чего сюда, в эту маленькую деревеньку севернее Вологды, "за тридевять земель", приезжают туристы со всего света? Для того, чтобы попав в это особенное целостное пространство, погрузиться в атмосферу духовной гармонии отношений окружающей природы, архитектуры и росписей. Даже в храме, используемом как музей, входящий чувствует себя совершенно особенно, будучи окружен вдохновенно написанными образами Царствия Небесного, находящимися в гармонии друг с другом, с архитектурой и со зрителем.
Приведенные примеры повествуют нам о том, каких результатов добивались наши предки, в строительстве и украшении храмов. Время шло, ситуация постепенно менялась, соответственно менялось и отношение мастера к работе. В наше время иконопись или создание монументальной декорации чаще всего становится для мастера всего лишь "выполнением определенного объема работ", или "исполнением заказа", с такой-то стоимостью за квадратный метр, и "сроками реализации проекта"? Что же может светиться втакой работе? Чем может она обогатить приходящих "почерпсти воду живую"? Что смогут увидеть в таких иконах или фресках наши современники, приходящие в храм, чтобы хотя бы на время, на сколько имеем сил и возможностей, отрешиться от бурь и смятения мира сего?
Ничего, кроме того, что там в действительности есть - робкие осколки скопированных вручную или на ксероксе образцов, изуродованных варварским упрощением, и тонущие в тоннах сусального золота, положенного в десять слоев, "чтобы было Богато!".
Мне возразят, что искусство Церкви всегда строилось на преемственности, традиции и соборности. Один мастер учился у другого и новое всегда училось у старого... Так в чем же дело, почему такой разный результат, и чем же все-таки отличаются методы наших современников от методов древних мастеров?
|