Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Камни и ювелирные изделия / Уральские заводы XVIII века: художественные изделия из меди

Уральские заводы XVIII века: художественные изделия из меди

<<назад
Статьи

Антикварные камеи
Кабинет резных камней герцога Орлеанского. Приобретение Екатерины II
Собирательство резных камней в России
Русские художественные изделия XVIII века из черных и цветных металлов
Художественные изделия из бронзы
Русские художественные изделия из черных и цветных металлов X-XVII вв.
Уральские заводы XVIII века: художественные изделия из меди
Художественные изделия из олова
Фаберже
Редкие камни
Старинные украшения
Знаменитые украшения
Ювелиры на Руси
Ювелирное дело
Энергетика натурального камня
Сокровище из Царского Села
История алмаза "Кох-и-нор"
Золотые слезы солнца: янтарные мифы
Рубин - царь самоцветов
Пламенеющий сард (сердолик)
Каменные деньги
Обычный необычный турмалин
Натуральный камень - изумруд
Натуральные и искусственные алмазы
Любимые камни: реальность и мифы
Кахолонг - Молоко священной коровы
Жадеит - начало всех начал
Гематит - кровавый камень магов
Амазонит - тайна женской души
Селенит - счастливый камень
Горный хрусталь - ледяная симфония
Шунгит - подарок из космоса
Природный камень - змеевик (серпентин)
Перламутр - "мать жемчуга"
Прекрасный мир бирюзы
Сапфир - один из корундов
А что мы знаем про кристаллы?
Энергетика камней. Взаимодействие человека и камня
Как оценить стоимость алмаза
Гадание по трещинам на камнях
Ювелирные характеристики золота
Ювелирные украшения и здоровье
Грани прекрасного
На вес золота
Лечебные камни
Камни-талисманы и амулеты
Магические кольца и драгоценные камни-талисманы
Талисманы и амулеты из минералов
Картины из кристаллов Сваровски
Стразы и композитные камни
Искусство эмали
Включения в драгоценных камнях
Сепиолит
Галит
Как образуются сростки кристаллов
Морганит
Гипс
Кианит
Коллекция драгоценных камней
Австралия - земля опалов
Кальцит
Азурит
Настуран
Колеманит
Азбука минералов
Шпинель
Рутил
Тигровый глаз
Драгоценный блеск турмалина
Многоцветье кварца
Многоликий и загадочный топаз
Кораллы - жизнь, воплощенная в камне
Аметист
Шеелит
Александрит
Волшебник изумрудного города
Лучезарное сияние аметиста
Бриллиант: искусственный или настоящий?
Как оценить бриллиант
Мир цветных алмазов
Бирюза - камень счастья
Гранат - не всегда красный камень
Завораживающий блеск жемчуга
Легендарные бриллианты Европы: Регент
Жемчуг из Японии
Алмаз
Розовый кварц
Японский бисер
Что полезно знать о бриллиантах
Уход за ювелирными изделиями
Бусы из камней - красота и польза
Ювелирные изделия. Исторический экскурс
Выбор ювелирного украшения с бриллиантом
Общие рекомендации при покупке ювелирных изделий
Как выбрать украшения из жемчуга
Преломление света и рефрактометр
Обработка камней и изменение их цвета
Инструменты для работы с драгоценными камнями
Шкала твердости Мооса
Проблемы отечественных дизайнеров
Тайны алмаза "Шах"
Серебро
Драгоценые металлы
Многоцветие драгоценных металлов
Самые востребованные ювелирные изделия - обручальные кольца
Правильный выбор обручальных колец
Классификация минералов
Откуда берется уголь?
Названия минералов
Коралл
Коллекция галогенидов
Рубеллит
Фуксит
Кунцит
Коллекция минералов
Серандит
Роковое влечение
Ювелирные товары
Семь исторических камней Алмазного фонда России
Как ухаживать за драгоценными камнями
Алмаз "Шах". Путь крови
Колумбия - земля изумрудов
Ювелирные изделия фирмы Фаберже
Особенности развития русского золотого и серебряного дела в XIX - начале XX века
Русские придворные ювелиры
Фаберже и русские придворные ювелиры
Кабинеты камней Екатерины II
Картье и короли
Красота и уникальность полудрагоценных камней
Огранка драгоценных камней
Ни одного слабого звена: как плетутся цепочки
Золотые купола, или что такое сусальное золото
Сапфир - камень цвета неба
Легендарные бриллианты
Самые дорогие в мире бриллианты
Самые дорогие обручальные кольца
Малахит - уральская легенда
Платья - предмет одежды или ювелирного искусства?
Дом Cartier: длинная история успеха
Самые драгоценные "актеры"
Украшения древности: символы и магическая сила
Философский камень: золотая лихорадка длиной в столетия
Как распознать подделку
Ювелирные бирки
Тиффани. След в истории
Золотые и бриллиантовые улыбки
Роскошный Новый год: самые дорогие елки и украшения
Бусы - универсальное украшение
Мужчины и ювелирные изделия
Все цвета жемчуга
Дом Tiffany. История основания
Драгоценная одежда и не только она
Выбираем серьги
Уход за ювелирными изделиями. Продолжение
Самые известные рубины
Драгоценные телефоны
Коралл - "живой" камень
Династия Фаберже
Элизабет Тейлор: роман с драгоценностями длиною в жизнь
Украшение - часы
"Король бриллиантов" Harry Winston
История Gucci
Золото или серебро?
Не "испортят" ли ребенка драгоценности?
Обручальные кольца - украшение или амулет?
Легенды о происхождении янтаря
Самые известные сапфиры мира
Жемчужный король Кокити Микимото
Перламутр - "мать жемчуга"
Настоящая красота "ненастоящих" драгоценностей
Бирюза: настоящая или подделка?
Шапка Мономаха: золотая филигранность истории
История ювелирного дела: от древних времен до наших дней
Классификация жемчуга
Мужские кольца и перстни
Бриллианты: история гармонии, заточенной в камень
Компания De Beers - алмазная история
Жемчуг. Дар морских глубин
Знаменитые ювелирные бренды
Платина. Вчера, сегодня, завтра
Виды ожерелий из жемчуга
Мужские серьги - от истоков до наших дней
Жемчуг. Слеза нимфы в руках ювелиров
Проклятие алмаза "Хоуп"
Броши: история и современность
Колье. Вершина ювелирного искусства
Брелоки. Стильный ювелирный аксессуар
Выбираем украшения: комильфо или моветон
Запонки как аксессуар успешного мужчины
Зажим для галстука - классическая деталь мужского костюма
Колье. Древнейшее украшение
Браслет - от амулета к украшению
Серьги - от античности до наших дней
Цепочка: из глубин веков
Серьги - такие разные и прекрасные
Чешские гранаты. Путь покорения сердец
Подвеска - великолепное украшение и не только
Обручальное кольцо - непростое украшенье
Украшение, носимое в ушах
Браслеты для ног - маленькое древнее чудо
Кохинор - камень власти, камень крови
Спасительное серебро
Камни и знаки Зодиака
Кольца: подбираем украшения для знаков Зодиака
Драгоценные камни органического происхождения
Павлиний Трон - сокровище Великих Моголов
Выращивание жемчуга
Кристаллы Даниеля Сваровски
Тайна Янтарной комнаты
Такой разный пирсинг
Классификация ювелирных украшений
Самоцветы сквозь века и страны
Классификация ювелирных камней
Подарок любимому: ювелирные украшения для мужчин
Еще об уходе за ювелирными изделиями
Подобрать серьги под цвет глаз: полезные советы
Бриллианты в ювелирном деле
Драгоценные камни: подделки, имитации и оригиналы
Ювелирное украшение в подарок женщине: как выбрать?
Кольца и перстни. Знаки зодиака
Кольца и перстни. Подарок со значением
Серебро в ювелирном искусстве: вчера, сегодня, завтра
Золото в ювелирном деле: мода и традиции
Царская роскошь: украшения русских монархов
Wellendorff - немецкое качество и семейные ценности
Драгоценности с историей
Chaumet - выбор Наполеона
Виды закрепки камней в ювелирных изделиях
Глиптика: история, застывшая в камне
Выбираем камни на годовщину свадьбы
Способы обработки драгоценных камней
Яйцо Фаберже: 1887 Blue Serpent Clock Egg
Яйцо Фаберже: 1885 Hen Egg
Яйца Фаберже: 1894 Renaissance Egg
Яйца Фаберже: 1893 Caucasus Egg
Яйца Фаберже: 1892 Diamond Trellis Egg
Ювелирный дом JAR
Ювелирный дом Garrard
Ювелирный дом Carrera y Carrera
Ювелирные изделия: особенности инвестирования
Шкатулки и яйца Карла Фаберже (копии)
Яйцо Фаберже: 1891 Memory of Azov Egg
Самые известные бриллианты - "Звезда Южной Африки"
Самые известные бриллианты - "Эврика"
Самые известные бриллианты - "Кох-и-Нор"
Самые известные бриллианты - "Черный Орлов"
Самые известные бриллианты - " Куллинан"
Самые дорогие украшения мира - Кольцо с синим бриллиантом
Самые дорогие украшения мира - Бриллиант Надежды
Самые дорогие украшения мира - Голубой бриллиант
Самые дорогие украшения мира - Бриллиантовый кулон
Самые дорогие драгоценности мира
Русские самоцветы . История
Рейтинг самых дорогих украшений мира
Редкости галереи драгоценностей Эрмитажа
Перегрина Элизабет Тейлор
Наполеон и Жозефина
Мастера Фаберже. Краткие биографии
Корона Британской империи
Коллекция Карла Фаберже
Фирменное излишество
Киндер-сюрприз по-царски. Коллекция Фаберже семьи Форбсов возвращается
История ювелирных украшений
История украшений и тайны гардероба Марии Стюарт
Исторические алмазы -"Санси"
Исторические алмазы - "Дерианур"
Исторические алмазы
Изделия Фирмы Карла Фаберже
Знаменитые камни
"Зеленые своды"
До чего довели яйца?
Коллекции

Коллекция камней
Грановитая палата Новгородского Кремля
Яйца Фаберже
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Слева направо: Кружка цилиндрической формы. Демидо...
Заводы Урала - один из крупнейших центров металлургической промышленности России середины XVIII века. Медные изделия - разнообразная столовая, дорожная и кухонная посуда, домашняя утварь и др. - выпускались на Уральских заводах в огромном количестве, начиная с 1730-х гг. До этого медная посуда привозилась на Урал из европейской части России и ценилась очень высоко. Ее выменивали на меха, за один железный или медный котел давали столько соболей, сколько могло в него вместиться.

Производство медных изделий началось почти одновременно на казенном Екатеринбургском заводе и на частных заводах - Демидовых, Осокиных, Турчаниновых, Строгановых и др. Посуда изготовлялась в соответствии с требованиями нового быта (чайники, чайницы, кофейники и т.д.), но традиционные виды посуда допетровского времени тоже сохранялись (братины, ендовы и т.п.). Уральские медные изделия активно покупало местное население, их вывозили в Москву и Петербург и даже отправляли заграницу.

В первое десятилетие продукция изготовлялась из красной меди, а, начиная с 1740-х гг., при заводах стали строиться фабрики по переплавке красной меди в зеленую, из которой потом делали латунь; стала выпускаться латунная посуда и утварь. Часто медную посуду лудили, чтобы предохранить ее поверхность от окисления.
Кувшин с гладкой поверхностью. Демидовский завод. ...

Готовую продукцию помечали клеймами заводов, временем выпуска предмета и первыми буквами имени и фамилии мастера-изготовителя. Заводским клеймом Демидовых было слово `Sibir`. На вещах Иргинского и Юговского заводов, принадлежавших Ивану и Петру Осокиным, ставились, к примеру, такие клейма: `ЗПОИ` - завод Петра Осокина Иргинский Сибирский; `ИОИЗ` - Ивана Осокина Иргинский завод; `ИОЮЗ` - Ивана Осокина Юговский завод.

Изделия разных заводов отличались также формами и своеобразием отделки поверхности. Так, для кружек, сделанных на демидовских заводах. Характерна цилиндрическая форма или форма в виде усеченного конуса; для Иргинских заводов Ивана Осокина - обтекаемая форма с раздутыми скругленными стенками, расширяющимися книзу; для Юговского завода Ивана Осокина - усеченная коническая со слегка вогнутыми стенками и плоскими откидными крышками. Кувшины сделанные на демидовских заводах имеют грушевидную форму с цилиндрической или граненой шейкой, для кувшинов Иргинских заводов Ивана Осокина - при той же форме характерен высокий и широкий раструб горла, отделенного от тулова гладким валиком.

Медные изделия уральских заводов XVIII века имели гладкую поверхность, иногда покрытую полудой, придававшей им серебряный блеск, или поверхность, декорированную чеканной растительной орнаментацией в духе позднего барокко (с симметричным расположением мотивов, соединенных с картушами и ленточными композициями) и рококо (с асимметрично расположенными растительными элементами, раковинами, завитками). Такие орнаменты, часто встречающиеся на оловянных и серебряных предметах того же времени, выполнялись местными мастерами-чеканщиками по имевшимся у них образцам. На изделиях демидовских заводов часто изображалась птица с длинной изогнутой шеей и расправленными крыльями, сидящая на тонко очерченной раковине. На изделиях Иргинских заводов Ивана Осокина изображалась похожая птица, но с более мощным телом и короткой шеей. На красномедных изделиях Юговского завода Ивана Осокина изображали птичью голову и крылья.
Стопа с рокайльным орнаментом. Урал. XVIII век.

Демидовские изделия покрывались разнообразными орнаментами. О знакомстве мастеров с западноевропейскими изделиями и символикой говорят включения в декор львов и единорогов, а `франтихи` и карикатурные изображения, к примеру, курящих мужчин, показывают связь с лубочной картинкой. Для орнаментальных изделий Иргинских заводов Ивана Осокина характерен включенный в общий орнамент двуглавый орел с удлиненным овальным туловищем и длинными тонкими шеями; в изображения часто включаются изображения людей и животных. Изделия Иргинских заводов Петра Осокина известны только с гладкой поверхностью.

На Урале производились разные виды питьевой посуды: цилиндрические стаканы, высокие стопы усеченно - конической формы с гладкой или чеканной орнаментальной поверхностью, чарки, кружки. Поверхность последних отделывалась очень богато и разнообразно: кроме обычных для уральских изделий чеканных раковин и растительных мотивов на них часто помещались сюжетные изображения.

В середине XVIII века, когда в русский быт широко вошли новые напитки (чай, кофе) на уральских заводах стали изготовлять новые формы - кофейники и чайники. Они отличались разнообразной отделкой, имели гладкую или чеканную поверхность. Чайницы - специальная посуда для хранения сухого чая - отделывались очень тщательно, так как они в определенной мере являлись и украшением стола. На заводе А. Турчанинова поверхность часто кофейников расписывали разноцветными цветочными узорами по белому фону.

Во второй половине XVIII века в связи с распространением чаепития стали изготовлять самовары, которые впоследствии прочно вошли в русский быт; они были разными по форме и декору. Выделывалось много полоскательниц, подносов, суповых мисок.

Особое место среди уральских изделий занимали магниты в медных оправах, которые выпускали в большом количестве. Куски магнитной руды оправлялись в медные коробки с художественно отделанной поверхностью; сверху они имели подвижную ручку, снизу подвешивался притягивавшийся магнитом железный брусок с фигурной рамкой и крючком на конце. Крючок мог поднимать тяжесть в пять-десять раз большую, чем вес магнита. Такие магниты использовались в горном деле, мореходстве, при экспериментах в научных лабораториях; их также дарили, как сувениры.
Две шкатулки Иргинского завода

Кроме посуды на уральских заводах выпускали различную домашнюю утварь: рукомойники, подсвечники, шкатулки, коробки, ларчики всевозможных размеров и форм. Поверхность их расчеканивалась узорами - растительными орнаментами, изображениями людей, животных, птиц, жанровыми сценами. Небольшие ларчики с четырехскатной крышкой подражали фасаду древних ларцов-теремков; внутри ларец был разделен перегородками. Для заводов Петра Осокина характерны шкатулки прямоугольной формы с гладкой блестящей отполированной поверхностью; шкатулки заводов Ивана Осокина декорированы богатым чеканным орнаментом; на Юговских заводах делали шкатулки из красной меди с характерным орнаментом из крупных раковин, переплетающихся растительных побегов и цветов.


Автор: А.Петракова

Русские художественные изделия XVIII века из черных и цветных металлов

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь