Если вы не успели покинуть Эрмитаж до закрытия, то сотрудники музея проведут вас через многочисленные залы к малому подъезду - директорскому. Идти придется через залы Египта, античного искусства и Двадцатиколонный зал, где и днем то царит полумрак. Замирает душа, и не покидает ощущение, что вы пробираетесь темными подземными коридорами, где притаились чужие страхи еще со времен древних римлян. К выходу подталкивает одно желание - побыстрее миновать это хранящее тайны веков, мрачное великолепие, не обращая внимания на уникальные коллекции.
Рассвет над Эгейским морем Все изменилось, когда в 1994 году дизайнеры Ирина и Александр Лапко разработали проект освещения этих залов Старого Эрмитажа. Начали они вместе с хранителем античного отдела Александром Кругловым с экспозиции зала эллинизма, по эрмитажной привычке называя его зал ? 121, - одного из восемнадцати залов архитектора Лео Кленца.
- Нам хотелось показать скульптуру посетителям, устроить световое шоу, похожее на восход солнца, когда первые его лучи скольят неторопливо, отбрасывая нежо-розовые рефлексы, - расскавает Ирина Лапко. - Экспозиция зала античной скульптуры предполагает строгий научный подход, включающий много информации, но зрителю порой не хватает эмоционального восприятия. Мы старались сымитировать романтическое природное явлеие, чтобы посетитель музея полуил эстетическое удовольствие и смог увидеть преображение скульптурной фигуры.
Зал эллинского искусства, в котором находятся коллекции античой скульптуры и резного камня, после реконструкции очень измеился. Управление освещением осуществляется с программируемого пульта, что дает возможность регулировать локальное освещеие в зависимости от тематики экскурсии: можно полностью погасить свет, высветив при этом люой фрагмент экспозиции, можно очень медленно, как в театре, освещать пространство зала.
- Мы предлагали менять освещеие на скульптурной группе `Купающаяся Афродита и Эрот`, - продолжает Ирина. - Белая, немного сероватая скульптура на фоне серой стены без освещения становится плоской. Но когда медленно зажигается свет, скульптура слово оживает, появляется объем, тень и полутона.
Освещать скульптуру очень сложо: идет моделировка формы. Лицо не должно выглядеть слепым, свет помогает оттенить выражеие глаз, детали фигуры. Для этого нужно точно рассчитать места размещения светильников, углы их наклона. Но исторический интерьер зала, его пространство не вседа позволяли направить свет под необходимым углом из заданной точки, просчитанной специальной программой.
Этот зал разделен архитектором как бы на две части, в первой - галерее находятся три больших окна, и естественного света днем достаточно. В основной части Лео Кленца не предполагалось светильников, и она всегда была полутемной. Первоначально Императорский музей был открыт только в светлое время дня.
В основной части зала находится экспозиция эллинистических терракот - танагр, расположенных в витринах со встроенной подсветкой и диммером - устройством, позволяющим регулировать количество света. Первоначально освещенность в витрине составляла 350 люкс, но по требованию реставраторов дизайнеры вынуждены были снизить ее до 75. Скульптуры подкрашены акварельными красками, для которых такой высокий уровень освещенности разрушителен. Позже выяснилось, что коллекция танагр была подрашена уже в XIX веке с коммерческой целью и подкраска не представляет исторической ценности.
В этом небольшом на вид зале находится еще одна экспозиция - бесценная коллекция камей, хранителем которой является Олег Неверов. Без специального освещения невозможно было бы разглядеть эти миниатюры, размещенные в витринах на отдельном подиуме в центре зала. Для демонстрации резных камней специально изотовлены девять витрин с одним осветительным прибором, устаовленным внизу конструкции. Все сети электроосвещения и сигализации скрыты в подиуме, на котором стоят витрины экспозиции. В основании витрины размещен оптоволоконный светильник со жгутами, подведенными к каждому планшету с камеями. Окончаия волокон смонтированы так, чтобы высветлять миниатюрные вещи и мелкие детали, прорисовывать рельеф на резных камнях. В каждом выставочном блоке можно изменить угол луча и количество световых точек. Полупрозрачные миниатюры-инталии освещаются изнутри, что подчеркивает тонкий рельеф резьбы.
|