Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Камни и ювелирные изделия / Русские художественные изделия из черных и цветных металлов X-XVII вв.

Русские художественные изделия из черных и цветных металлов X-XVII вв.

<<назад
Статьи

Антикварные камеи
Кабинет резных камней герцога Орлеанского. Приобретение Екатерины II
Собирательство резных камней в России
Русские художественные изделия XVIII века из черных и цветных металлов
Художественные изделия из бронзы
Русские художественные изделия из черных и цветных металлов X-XVII вв.
Уральские заводы XVIII века: художественные изделия из меди
Художественные изделия из олова
Фаберже
Редкие камни
Старинные украшения
Знаменитые украшения
Ювелиры на Руси
Ювелирное дело
Энергетика натурального камня
Сокровище из Царского Села
История алмаза "Кох-и-нор"
Золотые слезы солнца: янтарные мифы
Рубин - царь самоцветов
Пламенеющий сард (сердолик)
Каменные деньги
Обычный необычный турмалин
Натуральный камень - изумруд
Натуральные и искусственные алмазы
Любимые камни: реальность и мифы
Кахолонг - Молоко священной коровы
Жадеит - начало всех начал
Гематит - кровавый камень магов
Амазонит - тайна женской души
Селенит - счастливый камень
Горный хрусталь - ледяная симфония
Шунгит - подарок из космоса
Природный камень - змеевик (серпентин)
Перламутр - "мать жемчуга"
Прекрасный мир бирюзы
Сапфир - один из корундов
А что мы знаем про кристаллы?
Энергетика камней. Взаимодействие человека и камня
Как оценить стоимость алмаза
Гадание по трещинам на камнях
Ювелирные характеристики золота
Ювелирные украшения и здоровье
Грани прекрасного
На вес золота
Лечебные камни
Камни-талисманы и амулеты
Магические кольца и драгоценные камни-талисманы
Талисманы и амулеты из минералов
Картины из кристаллов Сваровски
Стразы и композитные камни
Искусство эмали
Включения в драгоценных камнях
Сепиолит
Галит
Как образуются сростки кристаллов
Морганит
Гипс
Кианит
Коллекция драгоценных камней
Австралия - земля опалов
Кальцит
Азурит
Настуран
Колеманит
Азбука минералов
Шпинель
Рутил
Тигровый глаз
Драгоценный блеск турмалина
Многоцветье кварца
Многоликий и загадочный топаз
Кораллы - жизнь, воплощенная в камне
Аметист
Шеелит
Александрит
Волшебник изумрудного города
Лучезарное сияние аметиста
Бриллиант: искусственный или настоящий?
Как оценить бриллиант
Мир цветных алмазов
Бирюза - камень счастья
Гранат - не всегда красный камень
Завораживающий блеск жемчуга
Легендарные бриллианты Европы: Регент
Жемчуг из Японии
Алмаз
Розовый кварц
Японский бисер
Что полезно знать о бриллиантах
Уход за ювелирными изделиями
Бусы из камней - красота и польза
Ювелирные изделия. Исторический экскурс
Выбор ювелирного украшения с бриллиантом
Общие рекомендации при покупке ювелирных изделий
Как выбрать украшения из жемчуга
Преломление света и рефрактометр
Обработка камней и изменение их цвета
Инструменты для работы с драгоценными камнями
Шкала твердости Мооса
Проблемы отечественных дизайнеров
Тайны алмаза "Шах"
Серебро
Драгоценые металлы
Многоцветие драгоценных металлов
Самые востребованные ювелирные изделия - обручальные кольца
Правильный выбор обручальных колец
Классификация минералов
Откуда берется уголь?
Названия минералов
Коралл
Коллекция галогенидов
Рубеллит
Фуксит
Кунцит
Коллекция минералов
Серандит
Роковое влечение
Ювелирные товары
Семь исторических камней Алмазного фонда России
Как ухаживать за драгоценными камнями
Алмаз "Шах". Путь крови
Колумбия - земля изумрудов
Ювелирные изделия фирмы Фаберже
Особенности развития русского золотого и серебряного дела в XIX - начале XX века
Русские придворные ювелиры
Фаберже и русские придворные ювелиры
Кабинеты камней Екатерины II
Картье и короли
Красота и уникальность полудрагоценных камней
Огранка драгоценных камней
Ни одного слабого звена: как плетутся цепочки
Золотые купола, или что такое сусальное золото
Сапфир - камень цвета неба
Легендарные бриллианты
Самые дорогие в мире бриллианты
Самые дорогие обручальные кольца
Малахит - уральская легенда
Платья - предмет одежды или ювелирного искусства?
Дом Cartier: длинная история успеха
Самые драгоценные "актеры"
Украшения древности: символы и магическая сила
Философский камень: золотая лихорадка длиной в столетия
Как распознать подделку
Ювелирные бирки
Тиффани. След в истории
Золотые и бриллиантовые улыбки
Роскошный Новый год: самые дорогие елки и украшения
Бусы - универсальное украшение
Мужчины и ювелирные изделия
Все цвета жемчуга
Дом Tiffany. История основания
Драгоценная одежда и не только она
Выбираем серьги
Уход за ювелирными изделиями. Продолжение
Самые известные рубины
Драгоценные телефоны
Коралл - "живой" камень
Династия Фаберже
Элизабет Тейлор: роман с драгоценностями длиною в жизнь
Украшение - часы
"Король бриллиантов" Harry Winston
История Gucci
Золото или серебро?
Не "испортят" ли ребенка драгоценности?
Обручальные кольца - украшение или амулет?
Легенды о происхождении янтаря
Самые известные сапфиры мира
Жемчужный король Кокити Микимото
Перламутр - "мать жемчуга"
Настоящая красота "ненастоящих" драгоценностей
Бирюза: настоящая или подделка?
Шапка Мономаха: золотая филигранность истории
История ювелирного дела: от древних времен до наших дней
Классификация жемчуга
Мужские кольца и перстни
Бриллианты: история гармонии, заточенной в камень
Компания De Beers - алмазная история
Жемчуг. Дар морских глубин
Знаменитые ювелирные бренды
Платина. Вчера, сегодня, завтра
Виды ожерелий из жемчуга
Мужские серьги - от истоков до наших дней
Жемчуг. Слеза нимфы в руках ювелиров
Проклятие алмаза "Хоуп"
Броши: история и современность
Колье. Вершина ювелирного искусства
Брелоки. Стильный ювелирный аксессуар
Выбираем украшения: комильфо или моветон
Запонки как аксессуар успешного мужчины
Зажим для галстука - классическая деталь мужского костюма
Колье. Древнейшее украшение
Браслет - от амулета к украшению
Серьги - от античности до наших дней
Цепочка: из глубин веков
Серьги - такие разные и прекрасные
Чешские гранаты. Путь покорения сердец
Подвеска - великолепное украшение и не только
Обручальное кольцо - непростое украшенье
Украшение, носимое в ушах
Браслеты для ног - маленькое древнее чудо
Кохинор - камень власти, камень крови
Спасительное серебро
Камни и знаки Зодиака
Кольца: подбираем украшения для знаков Зодиака
Драгоценные камни органического происхождения
Павлиний Трон - сокровище Великих Моголов
Выращивание жемчуга
Кристаллы Даниеля Сваровски
Тайна Янтарной комнаты
Такой разный пирсинг
Классификация ювелирных украшений
Самоцветы сквозь века и страны
Классификация ювелирных камней
Подарок любимому: ювелирные украшения для мужчин
Еще об уходе за ювелирными изделиями
Подобрать серьги под цвет глаз: полезные советы
Бриллианты в ювелирном деле
Драгоценные камни: подделки, имитации и оригиналы
Ювелирное украшение в подарок женщине: как выбрать?
Кольца и перстни. Знаки зодиака
Кольца и перстни. Подарок со значением
Серебро в ювелирном искусстве: вчера, сегодня, завтра
Золото в ювелирном деле: мода и традиции
Царская роскошь: украшения русских монархов
Wellendorff - немецкое качество и семейные ценности
Драгоценности с историей
Chaumet - выбор Наполеона
Виды закрепки камней в ювелирных изделиях
Глиптика: история, застывшая в камне
Выбираем камни на годовщину свадьбы
Способы обработки драгоценных камней
Яйцо Фаберже: 1887 Blue Serpent Clock Egg
Яйцо Фаберже: 1885 Hen Egg
Яйца Фаберже: 1894 Renaissance Egg
Яйца Фаберже: 1893 Caucasus Egg
Яйца Фаберже: 1892 Diamond Trellis Egg
Ювелирный дом JAR
Ювелирный дом Garrard
Ювелирный дом Carrera y Carrera
Ювелирные изделия: особенности инвестирования
Шкатулки и яйца Карла Фаберже (копии)
Яйцо Фаберже: 1891 Memory of Azov Egg
Самые известные бриллианты - "Звезда Южной Африки"
Самые известные бриллианты - "Эврика"
Самые известные бриллианты - "Кох-и-Нор"
Самые известные бриллианты - "Черный Орлов"
Самые известные бриллианты - " Куллинан"
Самые дорогие украшения мира - Кольцо с синим бриллиантом
Самые дорогие украшения мира - Бриллиант Надежды
Самые дорогие украшения мира - Голубой бриллиант
Самые дорогие украшения мира - Бриллиантовый кулон
Самые дорогие драгоценности мира
Русские самоцветы . История
Рейтинг самых дорогих украшений мира
Редкости галереи драгоценностей Эрмитажа
Перегрина Элизабет Тейлор
Наполеон и Жозефина
Мастера Фаберже. Краткие биографии
Корона Британской империи
Коллекция Карла Фаберже
Фирменное излишество
Киндер-сюрприз по-царски. Коллекция Фаберже семьи Форбсов возвращается
История ювелирных украшений
История украшений и тайны гардероба Марии Стюарт
Исторические алмазы -"Санси"
Исторические алмазы - "Дерианур"
Исторические алмазы
Изделия Фирмы Карла Фаберже
Знаменитые камни
"Зеленые своды"
До чего довели яйца?
Коллекции

Коллекция камней
Грановитая палата Новгородского Кремля
Яйца Фаберже
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Бронзовый хорос. XII-XIII вв.Черные и цветные металлы издавна использовались на Руси для художественного творчества - найденные при раскопках вещи, особенно предметы вооружения, могут служить свидетельством этого. С X века на повсеместно развивается кузнечное производство, в котором используются разнообразные технические приемы и способы отделки поверхности металлов; для декора также привлекаются дополнительные материалы. Сначала художественные работы выполнялись кузнецами, впоследствии же художники-ювелиры обособились от них.
В X-XII вв. для отливки колоколов, светильников, церковной утвари, украшений и пр. часто использовали медь: мелкие предметы отливали в каменных формах, а большие выплавляли в песке или глине по восковым моделям `с утратой формы`. Изделия из листового металла часто отделывали чеканным рельефом или тиснением.

Черные и цветные металлы играли важную роль в декоре русских храмов еще в XII веке. Так, в соборах Владимиро-Суздальской Руси полы выстилали толстыми медными плитами, а двери и сени покрывались листами золоченой меди, на которую наносился орнамент и клейма с евангельскими и библейскими сюжетами. Из бронзы отливали ажурные арки и светильники - круговые паникадила-хоросы.
Дмитрий Моторин. Колокол. 1686 г.
В XVI-XVII веках разнообразная ремесленная и промышленная деятельность формируется вокруг городов; развивается обработка металлов, создание и украшение домашней утвари и художественного оружия. К этому времени орнаментация становится все более ажурной, в ней преобладают растительные мотивы, а в XVII веке они дополняются также литыми фигурками людей и животных. Изготовляется много осветительных приборов, подвесных и многосвечников, из кованого и листового железа, меди, серебра.

Высокого уровня достигли мастера пушечного и колокольного дела: литые бронзовые пушки и колокола украшали `травными` рельефами, выпуклыми надписями и фигурными изображениями. Примером ажурного литья может служить колокол, отлитый в 1686 году московским мастером Дмитрием Моториным - предком мастеров, отливавших царь-колокол. Верхняя его часть представляет собой ажурное литье, декорированное гирляндами цветов. В нижней части - выпуклая надпись с именем автора (такие надписи обычно включали имя жертвователя, указание места назначения колокола, имя мастера и дату исполнения).
Медные подвесные чернильницы. Конец XVII века.
Из меди, бронзы и железа делали литые и кованые решетки на окна, ограждения надгробий, церковные сени. Эти решетки, как правило, образованы растительным орнаментом с включением фигуративных изобразительных элементов, таких, как кони или птицы.

Среди мелкого медного литья рубежа XVII-XVIII веков - медные подвесные чернильницы, сделанные в виде плоских флаконов и декорированные рельефными изображениями львов, всадников, цветов, сказочных птиц-сиринов. В декоре встречаются также изображения людей в западноевропейских кафтанах, что отражает веяния времени.
Наверху: Кованая дверная петля и дверная ручка. XV...
Железные кованые предметы в XVII веке украшались не так нарядно и пышно, как медные, но это были цельные и выразительные изделия. Каменные сооружения XVII столетия обычно снаружи закрывались железными дверьми. На остов наклепывались листы железа, а места пересечения полос украшались резными бляхами.

Поверхность дверей часто расписывалась или декорировалась накладками из разных материалов; декор представлял собой изображения разнообразных растений и животных. Двери также делали из дерева, но с железными элементами; на них ставились `секирные` замки, отделывавшиеся железными накладными бляхами, прорезью и сквозными накладками. Дверные петли выковывались в виде длинных узких полос дополнительными расширениями, помогавшими удерживать тяжелые дубовые двери. По поверхности этих полос в горячем состоянии выбивали очертания зверей, птиц, цветов.

Для оковки ларцов, сундуков и других бытовых вещей применяли полосы просечного железа. Узоры просекались скобчатыми долотами разных размеров - этим определяется характер узора: сердцевидные ячейки и их комбинации. В XVII веке ларцы делают в традиционной форме `теремков`. Крышка у них была высокая, четырехскатная, усеченная в верхней части и полая внутри; снизу она прикрывалась доской, так что туда тоже можно было что-то класть. Такая форма требовала особого декора, в соответствии с очертаниями декорируемых поверхностей. Стенки ларцов отделывались полосами просечного железа или же бляхами; на ключевых отверстиях просечная резьба была особенно тонкой и ажурной, иногда - с фигурами геральдических животных. Просечное железо использовали также для изготовления наружной отделки домов - гребней на коньках крыш, флюгеров и проч.

В XVII веке появился новый вид кованых изделий - крюки и кронштейны для подвешивания больших ламп, которые делали в виде растительных мотивов или фигур животных. Затейливостью декора также отличались и кованые цепи для паникадил.

В русском декоративном искусстве XVI-XVII веков разнообразное применение нашло олово - оно было привозным и поэтому ценилось довольно высоко. Из олова делали столовую и церковную утварь, тонким слоем олова покрывали железные изделия, предохраняя их и придавая им серебристый блеск.
Выносной фонарь, отделанный оловом. XVII век
Олово - хороший отделочный материал: оно довольно мягкое, поэтому его поверхность легко украшать гравированными изображениями. На оловянных тарелках и блюдах в XVI-XVII вв. резались орнаменты и надписи вязью (имена владельцев и проч.). Олово легкоплавко, поэтому его легко украшать рельефным литьем (но так как оно довольно ломко, в основном предметы делали не целиком из олова, а из более прочных материалов, отделывая оловом лишь поверхность). Массово производятся ажурные полосы с рельефным узором и фигурные бляшки. Эти элементы использовали в декоре деревянных ларцов, зеркал, киотов; прорези подцвечивали яркими красками и подкладывали слюдой.

К концу XVII - началу XVIII вв. относятся церковные слюдяные фонари, которые выносили на высоких шестах при церковных процессиях. Их делали на железном каркасе, а сам корпус фонаря представлял собой четырех-, шести- или восьмигранник с шатровыми кровлями (до девяти штук) наподобие перекрытия древних деревянных церквей. Слюдяные заполнения сквозных отверстий и скаты граней обкладывали узкими полосами оловянного узора и бляхами.

Во второй половине XVII века значительно возросло развитие отечественной железодобывающей и металлообрабатывающей промышленности, что позволило шире использовать железо, как материал для изготовления предметов быта и декорированных изделий, а также привело к появлению оригинальных художественных решений и приемов отделки. В производстве художественных изделий из черных и цветных металлов в XVIII веке, когда происходит усложнение формы и конструкции многих предметов предшествующих периодов, а с другой стороны неуклонно возрастает добыча металлов, прежние художественные традиции получают плодотворное развитие.


Автор: А.Петракова

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь