Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Антиквариат / Фарфор, керамика / Датский фарфор

Датский фарфор

<<назад
Статьи

Русский фарфор: уроки Востока
Керамика. Фарфор
Декорирование керамики. Тиснение
Декорирование керамики. Тиснение пальцами
Обжиг керамики
Глазурь (полива)
Обжиг фарфора
Производство керамических изделий
Декорирование керамики. Лощение и томление (чернение)
Декорирование керамики. Штампы с контррельефом
Декорирование керамики. Налепные узоры
Декорирование керамики. Роспись ангобами
Декорирование керамики. Гравировка глиняных изделий
Обжиг керамики. Обжиг в костре
Обжиг керамики. Обжиг в гончарном горне
Обжиг керамики. Обжиг в русской печи игрушек
Обжиг керамики. Обжиг в русской печи посуды
Обжиг керамики. Обжиг в муфельной печи
Обвар глиняных изделий
Глазурь
Основные свойства глазурей
Сырье для глазури
Приготовление глазурей
Гжель
Диалог Человека и глины
Скопинская художественная керамика
Чернолощенная керамика
Дымковская игрушка
Английский фарфор
Датский фарфор
Китайский фарфор
Японский фарфор
Фарфор, фаянс и майолика
Фарфор - благородная керамика
Начало фарфорового производства в России
Русский флот на фарфоре императора
Фаянсовое производство в России XIX века и его особенности
"Созидая прозрачность". Рисовый фарфор
Японский фарфор
История фарфора
Виды фарфора
Украшения на фарфоре
Советы коллекционерам фарфора
Коллекции

Народные промыслы. Керамика, фарфор
Скопинская керамика
Гжель
Чернолощенная керамика
Дымковская игрушка
Английский фарфор
Датский фарфор
Китайский фарфор
Японский фарфор
Фаянс
Майолика
Кухонная утварь из коллекции А. Галушкова
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

"Очень дорого", - почти всегда говорят знатоки, если заходит речь о копенгагенском фарфоре, и тут же добавляют: "Hо он стоит того..."

B самой середине Фредериксбергского парка, что на окраине Копенгагена, можно набрести на китайскую беседку. Этот чайный домик, сооруженный в конце XVIII века, отражает бытовавшую тогда в Европе моду на "китайщину". Но - случайно или нет - китайская беседка стала как бы "рекламой" Королевской Копенгагенской фарфоровой фабрики (Royal Copenhagen), занимающей целый квартал рядом с парком. За два с небольшим века ее существования знак фабрики - три голубых волнистых линии - стал синонимом качества, высокого мастерства и элегантности.

Датой создания фабрики считается 1775 год, когда идея аптекаря Франца Хенрика Мюллера - наладить производство датского фарфора - нашла финансовую поддержку со стороны королевы Юлианы-Марии. Поэтому фабрика и получила название "Королевской". Королеве принадлежало и авторство знака фабрики: три волны, символизирующие три важнейших водных пути Дании - проливы Зунд, Малый и Большой Бельт. Уже поэтому Royal Copenhagen уникальна - это единственная королевская фабрика, которая сохранилась со времен абсолютной монархии. Поэтому до сих пор на знаке три волны венчает корона.

Конечно же, первые успехи датского фарфора связаны с интригой и тайной... Лучшим фарфоровым производством в Европе считалось саксонское, но тамошний монарх не выпускал мастеров из страны. Неведомо как, но датчанам удалось переманить пятерых искусников: так начиналась история знаменитой датской школы "фарфоровых дел мастеров".

В 1790 году по заказу датского кронпринца, будущего короля Фредерика VI, началось изготовление сервиза, названного затем "Flora Danica". На чашки, блюдца и т. п. были перенесены иллюстрации из книги с таким названием -точные изображения всех 2600 растений, встречающихся в королевстве. Работа над сервизом растянулась почти на тринадцать лет - до 1803 года. Самое интересное в истории "Флоры Даники" - это то, что этот самый сервиз выпускается на фабрике и по сей день! Стоит только заказать... Правда, сегодня он состоит только из 700 предметов.

Другой знаменитый сервиз, выпускаемый на фабрике и поныне, известен как "Blue fluted" (то есть, рифленый фарфор с синей подглазурной росписью). Этот обеденный и кофейный набор был впервые изготовлен еще в 1775 году. Большие королевские дворы требовали огромного количества посуды. Сегодня "Blue fluted", в работе над которым занято 150 художников, - один из главных предметов гордости фабрики.

В середине XIX века законодателями фарфоровой моды были Севр во Франции, с принятой там золотой росписью по глазури, и английские фарфоровые фабрики, повторявшие подглазурную "восточную" синюю роспись. Однако, руководивший в то время Royal Copenhagen Арнольд Крог, архитектор по образованию, смело взялся за разработку собственного дизайна. По решению Крога, на фабрике стали использовать не только подглазурный синий кобальт, но и зеленый хром, и золотисто-красную краску. Именно в Копенгагене появилась роспись блеклыми матовыми красками, с мягкими, нежными переходами тонов. После первой Скандинавской выставки промышленности, сельского хозяйства и искусства в Копенгагене в 1888 году и Всемирной выставки в Париже в 1889-ом, на которой продукция "Королевской" получила Гран-при, и датский фарфор завоевал мировую славу. Туманный тон изделий на этих двух выставках был расценен, как новый скачок в истории фарфора.

В конце XIX века, наряду с сервизами и вазами, на Royal Copenhagen стали выпускать скульптурки животных. Процесс изготовления даже серийных изделий кропотлив и сложен. Одной формой можно пользоваться лишь до 30 раз - затем она перестает впитывать влагу и сама размокает. Фигурку делают из нескольких частей; их отливают по отдельности, а затем склеивают. После этого изделие обжигается, а потом, в зависимости от технологии, либо расписывается, а затем покрывается глазурью, либо наоборот. В музее фабрики хранится статуэтка "Принцесса на горошине", сделанная в 1911 году Герхардом Хеллингом. На ее изготовление художник затратил полгода работы - чтобы добиться желаемого качества, только обжигал "Принцессу" 14 раз!..

Конечно, не все изделия фабрики - плод такого кропотливого труда. Но даже на изготовление типовой фигурки типа "Кошечка", "Собачка", "Снеговик" или "Русалочка" уходит до 30 дней. Отсюда и соответствующие цены. Наиболее удачные скульптуры до сих пор производятся по первоначальному дизайну, созданному порой известными художниками в самом начале XX века. К примеру, "Русалочка" - это почти точная (только, конечно, во много раз уменьшенная) копия копенгагенской "Русалочки", и делается она по модели скульптора Эдварда Эриксена, сына автора самого знаменитого изваяния Дании...

Стоит сказать несколько слов о настоящих визитных карточках фабрики, любимых всеми датчанами подарочных рождестственских тарелках. Первую из них - "Мадонна с младенцем" - Royal Copenhagen выпустила в 1908 году. Тарелки расписываются вручную. Сюжет для рисунка каждый год выбирается новый. При этом тарелки выпускаются в ограниченном количестве - их производство в конце каждого года прекращают, а формы разбивают. Поэтому на аукционе в 1995 году "Мадонна с младенцем" - первая из рождественских тарелок Royal Copenhagen - была продана за 6090 долларов. И никто не сомневается, что цены на подобные изделия могут двигаться только в одну сторону - а именно, вверх.

Во всем мире насчитывается два миллиона коллекционеров, собирающих датские рождественские тарелки. Больше всего их в США, на втором месте - Япония. Но, так как в Стране Восходящего солнца нет столь прочных рождественских традиций, как на Западе, Королевская фабрика предлагает их на японском рынке, как "тарелки года". В предрождественские дни этот магазин особенно переполнен покупателями. Говорят, туда собственной персоной заходит и Маргрете II. И выбрав даже самую простенькую безделицу, вы выходите из магазина с таким ощущением и с таким роскошным пакетом словно вы сами - коронованная особа. Потому что на Royal Copenhagen не только название, но все- от фабричного цеха до прилавка -поистине королевское!


http://www.kefa.ru/article/kefa/fa/datckii_farfor.htm

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь