Для производства металлических изделий в XVIII веке большое значение имело возникновение новых центров добычи и обработки черных и цветных металлов. Русская промышленность получила возможность использовать почти неограниченные запасы отечественной меди (раньше она была привозной); были освоены такие сплавы, как латунь и бронза. В 1753 году были отменены внутренние таможенные сборы, что сделало продукцию дешевле и дало ей возможность широкого распространения. Повсеместно, наряду с предметами чисто утилитарного назначения, изготовляли художественно отделанные предметы. Металл постепенно стал заменять другие материалы, например, вместо деревянных, стали делать цельно кованные железные светцы для лучин, высотой 1-1,5 метра, которым придавали вид фантастических растений. XVIII век также прославился железными решетками, в декор которых включались вензеля Петра I и других царствующих особ, двуглавые орлы, чеканные и кованные знамена, листья, цветы, звезды.
В отделке изделий из черных и цветных металлов XVIII века заметна связь с различными стилевыми направлениями искусства этого столетия: для середины века характерна сложность украшений и яркость раскраски, для последней четверти века - более стройные и спокойные формы.
В середине XVIII века, создавая, к примеру, железные кронштейны, мастера стремились к воспроизведению реальных растительных мотивов: кронштейну придавался вид древесного сука с ветвями, листьями и цветами; к концу столетия кронштейны состояли из простых и четких деталей, декорированных спиральными завитками.
Продолжает развиваться искусство просечного железа. Им, как и прежде, обивают ларцы и сундуки, но теперь в композиции включаются фигуры двуглавых орлов и людей, оживленные раскраской. Под прозрачную или подцвеченную слюду, которой покрывали стенки ларца, подкладывали гравированные картинки, вырезки из библейских и светских книжных иллюстраций, цветную бумагу, ткани и т.д.
В мелком литье фигуры становятся более объемными, углубленные места заливаются эмалью. Часто медное литье выполняется по старым моделям. В то же время в XVIII веке создавались и абсолютно новые формы с новым декором, как, например, чернильница середины столетия в виде вазы, декорированная изображениями двух амуров, держащих корону над двуглавым орлом.
В осветительных приборах первой половины XVIII века из бронзы делается каркас, а основная роль отводится хрустальным подвескам, которые скрывают металлическую конструкцию. Как и раньше, из металла делают и оправы фонарей.
Особая отрасль декоративного искусства XVIII века - стальные изделия тульских мастеров-оружейников, которые, кроме художественного оружия, изготовляли на продажу разнообразные предметы: стальную мебель, осветительные приборы, полированную и отделанную инкрустацией медью и серебром мебель, золоченые бронзовые предметы интерьера середины и второй половины столетия.
Значительным спросом пользовались мелкие предметы - подсвечники, табакерки, шкатулки, пряжки, пуговицы, чернильные приборы и т.п. Их искусная отделка успешно соперничала с произведениями прославленных английских мастеров. Узоры на стали углублялись гравировкой или травлением, а потом `наводились` золотом, серебром, медью (растворенными в ртутной амальгаме, которая выпаривалась) или насекались (в углубления вбивалась проволока драгоценного металла). В XVI-XVII вв. такая отделка огнестрельного и холодного оружия достигла высокого совершенства в практике мастеров Московской Оружейной палаты; тульские мастера наследовали им.
|