Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Сфрагистика / В качестве вступления...

В качестве вступления...

Статьи

Печать настольная с гербом Чертковых
Печать настольная первой четверти XIX
Русская сфрагистика
Личная гербовая печать Колыванского Губернатора Меллера Бориса Ивановича
Личная гербовая печать Сибирского и Тобольского Губернатора Соймонова Федора Ивановича
Личная гербовая печать сибирского губернатора Чичерина Дениса Ивановича
В качестве вступления...
История cфрагистики
Коллекции

Древние печати
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Сфрагистика - (от греч. - печать) или сигиллография (от лат. sigillum - печать) изучает печати как исторический источник, а также пломбы, цилиндры, буллы, скарабеи, керамические и гончарные клейма и др.

Печатями принято называть штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т.д.), матрицы , а также их оттиски (на золоте, серебре, свинце, олове, воске, сургуче, бумаге и т.д.)

Сопровождающая документ печать - это знак, свидетельствующий, что он действительно исходит от лица или учреждения, которым она принадлежит. Изучение печатей как знаков удостоверения документов, придание им юридической силы имеет большое практическое значение для исторической науки. Так, памятники сфрагистики могут дать ценные сведения об определённых сторонах деятельности государственных институтов, в рисунках печатей находят отражение различные события прошлого, поэтому они представляют собой ценный материал в общем комплексе источников для изучения той или иной эпохи. С помощью печати определяется авторство документов. Вырезанные с большим мастерством талантливыми мастерами, они нередко являются памятниками искусства.

Как и другие специальные исторические дисциплины, сфрагистика развивалась в системе практических знаний и постепенно оформилась в научную дисциплину со своими методикой и приёмами исследования.

Изначально приёмы сфрагистического анализа появились почти одновременно с введением в употребление печатей и других подобных знаков. Упоминания о древнерусских печатях, практике их употребления встречаются ещё в летописных источниках. В частности, летописец Нестор свидетельствовал, что они были известны на Руси ещё в первой половине Х в. и приложение их считалось необходимым для подтверждения княжеских договоров.

Исследования по отечественной сфрагистике вёл известный коллекционер древнерусских летописей Е. Болховитинов. Он сделал первый краткий обзор важнейших сфрагистических памятников, существовавших в России с древнейших времён до XVIII в. Подробное описание печатей дано в многотомной `Истории государства Российского` Н. М. Карамзина. В некоторых случаях он использовал сфрагистический материал для доказательства подлинности или подделки жалованных грамот.

Одной из первых фундаментальных работ по отечественной сфрагистике считается книга А. Б. Лакиера `Русская геральдика`, в которой собран и систематизирован большой и разнообразный материал. Значительный вклад в изучение воинских, гетманских, судебных, а также печатей украинской казацкой старшины и городов Глухова и Конотопа сделал А. М. Лазаревский. Всестороннее исследование казацких печатей XVI-XVIII провёл И. П. Крипякевич. Описание около 130 печатей украинской казацкой старшины сделали В. К. Лукомский и В. Л Модзалевский. Развитию отечественной сфрагистики способствовали публикации А. В. Орешникова.

До середины 30-х годов ХХ в. работы отечественных историков по сфрагистики носили преимущественно прикладной характер. Основное внимание уделялось публикации печатей. В довоенные годы вышли книги и статьи, в которых рассматривались ранние сфрагистические знаки. В 50-е годы исследователи стали больше разрабатывать проблемы теории, , поднимать вопросы о предмете сфрагистики как научной дисциплины, конкретизировать её задачи. Характерной чертой работ, вышедших в последующее годы, является углублённое изучение больших комплексов памятников и совершенствование методики их исследования.


По способу прикрепления печати делятся на вислые и прикладные.

До XV в. включительно использовался преимущественно первый тип. На документе, написанном на пергаменте или бумаге, в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шёлковый или льняной шнур, концы его скреплялись печатью.

Иным способом привешивалась древнейшая вислая печать Х в., найденная археологами в Новгороде. Она принадлежала старшему сыну князя Владимира Святославовича - Изяславу Владимировичу, родоначальнику ветви полоцких князей. Печать оттиснута на неправильно обрубленном свинцовом бруске и привешена на широком кожаном ремешке.

В конце XIV в. появляются прикладные печати. Ранее использовались прикладные печати, оттиснутые перстнями.

По материалу, употреблённому для получения оттиска, печати делятся на металлические, восковые, воскомастичные, сургучные, копчёные. Из металлов для этой цели использовались золото, серебро и чаще всего свинец. Это объясняется как его сравнительной мягкостью, так и дешевизной.

Для изготовления печатей употреблялся воск: чистый белый, жёлтого цвета или смешанный с краской - чёрной, красной или тёмно-коричневый. Поскольку воск - непрочный материал, для предохранения, для предохранения печати от быстрого разрушения приготовляли особую восковую мастику: воск смешивается с краской, мелом или мукой, смолами и жирами. Печати из такой смеси назывались воскомастичными. Сохранность их лучше, чем восковых. Чаще всего в состав входила красная краска.

Приблизительно с конца XVII в употребление вошли сургучные печати, получившие широкое распространение в XVIII в. На документах XVIII вв. встречаются и так называемые копчёные печати. Материалом для получения их оттисков была сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге. Поле такой матрицы давало чёрный отпечаток на бумаге, а вырезанный на ней рисунок или надпись получались белого цвета. В XIX-XX вв. с появлением каучуковых штемпелей стала употребляться в качестве материала для получения оттиска особая жидкая мастика.


Специальные исторические дисциплины. - Киев, 1992. - С. 253-256

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь