Фотография устанавливает рекорды на мировом рынке искусства. В 2002 году на аукционе Christie`s в Нью-Йорке в торгах за современную работу Андреаса Гурски (Andreas Gursky) победила Nike с предложенной ею ценой 701 055 евро. Можно, однако, купить ценную историческую фотографию по куда более скромным ценам: фотографии Моголи-Надьи 1925 года Bauhauskapelle были выставлены Виллой Грисбах на аукцион в Берлине в мае 2003 года с эстимейтом 700 евро.
Фотография - это специфическая область
Как минимум с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения разнородности. Кроме классических портретов, пейзажей, архитектурных видов, существует фотография прессы, документальная, фотография моды... У каждого вида есть своя публика.
Второй отличительной чертой является ее молодой возраст, который отсчитывается от 1839 года. В течение последующих нескольких лет происходило молниеносное развитие новых негативно-позитивных техник фотографии, а также начавшаяся около 1860 года экспансия фотографии визитов и так называемой стереоскопической фотографии - фотоснимки этого периода теперь принадлежат к редкостям. Частные коллекционеры уже с конца XIX века заинтересовались магическим изобретением.
Наконец, третья черта фотографии - то, что ее относительно недавно допустили на салоны изящных искусств - окончательно признав фотографию искусством только в середине XX века. И с тех пор этот вид искусства развивается в необычайном темпе.
Это очевидно также по рынку. В статье, опубликованной в Frankfurter Allgemeine Zeitung , Вильфред Веганд фиксирует точки продаж: если еще в 1980 году наивысшая в мире аукционная цена за единичную фотографию составляла 35 000 евро, то уже в 2003 году за известную фотографию Андре Мондриана был затребован миллион долларов!
К концу 90-х годов фотография окончательно заняла принадлежащее ей место на рынке искусства - известные аукционные дома во всем мире организуют аукционы, занимающиеся исключительно продажей фотографии. Сейчас кроме Музея современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art или MoMArt New York), который очень рано - уже с 30-х и 40-х годов начал создание коллекции фотографии, прекрасные собрания фото имеют также Центр Помпиду, Стеделик Музей (Stedelijk Museum), а также современная коллекция Пинакотеки (Pinakothek der Moderne).
В Европе Меккой фотографии без сомнения является Париж. Согласно актуальному изданию European Photography Guide в самом Париже находится 50 галерей, музеев и собраний, посвященных фотографии. С тех пор как в 1997 году появилась международная ярмарка фотографии Paris Photo, Париж может рискнуть соперничать даже с Нью-Йорком.
Следующий за Парижем самый интересный центр фотографии - Германия, где действует множество галерей и превосходных фотографических собраний. Чтобы познакомиться с немецкой сценой фотографии, нужно объехать всю страну и обязательно задержаться в Кёльне, в Гамбурге и Берлине, в Мюнхене, во Франкфурте и Ганновере, а также в Дрездене, Штутгарте или в Галле. Интересные галереи и коллекции находятся также в Англии, Швейцарии Голландии, Австрии, Бельгии, Испании и в особенности в Финляндии, где творчески работают молодые фотографы, а кроме того в Венгрии и Чехии. За пределами Европы фотография процветает, разумеется, в Соединенных Штатах, а также в Японии.
Важнейшие ярмарки фотографии и аукционы происходят в Нью-Йорке (AIPAD), в Лондоне (photo-london), в Кёльне (Art Cologne, объединенный с ярмаркой фото-кинотехники) и в Берлине (Foto Bild Berlin). Достигаемые на этих ярмарках и на сопутствующих им аукционах цены могут поражать воображение, однако, они предсказуемы, по крайней мере, до некоторой степени.
Формирование цены
Дороже всего продаются фотографии исторические и уникальные, при условии, что их подлинность не вызывает сомнений и подтверждена добросовестной экспертизой. В случае современной фотографии существенна, кроме престижа автора в мире искусства, наличие подписи (сигнатуры) и статус произведения. То есть цена будет отличаться в зависимости от того, является ли фотография уникальной или это один из множества авторских отпечатков. Или это отпечаток, выполненный с оригинального негатива после смерти художника. Если так, то когда и т.д. Каждый из названных видов считается оригиналом, тем не менее, каждый оценивается по-разному.
|