Блестящий американский абстракционист Марк Ротко (1903-1970) родился в Латвии. Настоящее его имя - Маркус Роткович.
В 1913 году семья будущего художника эмигрировала в США, в 1923 году в Нью-Йорке Марк Ротко начал посещать занятия Лиги изучающих искусство, которые проходили в основном под руководством Макса Вебера, и в 1929 впервые выставил свои работы.
Его произведения этого времени представляют собой композиции, романтические по духу и стилистически близкие экспрессионизму. В 1940-е годы живопись Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам. К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета. С конца 1950-х годов Ротко занимался в основном созданием монументальных композиций для украшения зданий.
Было бы слишком наивно предположить, что Ротко исполнял свои произведения по неким формулам, хотя, действительно, его картины можно узнать с одного взгляда - закрашенные вытянутые прямоугольники или квадраты, наложенные на однотонный светлый фон. Ротко глубоко расстраивало, когда люди бездумно восхищались его великолепной цветовой гармонией. Он полагал, что каждая картина уникальна, а в совокупности их надо воспринимать как среду, в которой художник мог выразить свое видение характера человека.
Иногда кажется, что любой ребенок смог бы нарисовать подобную картину. Что сложного - разделить холст на три части и покрасить их в разные цвета? Однако Ротко был первым, кто придумал такой стиль живописи и подкрепил его теорией.
Новаторство Ротко было вполне оценено публикой. Уже в конце 1980-х - начале 1990 - х замысловатые полотна художника уходили за несколько миллионов. Что говорить о дне сегодняшнем, когда абстракционизм завоевывает признание все большего количества людей!
Если кто и может составить импрессионистам конкуренцию по стоимости работ, то это Марк Ротко. Подступиться к ним сможет далеко не каждый крупный инвестор. Результаты последних продаж работ Ротко впечатляют: 5 миллионов, 9 миллионов, 7 миллионов долларов. Так, в ноябре 2004 года на аукционе Sotheby`s `Импрессионизм и современное искусство` полотно Ротко `? 6 (Желтый, белый, синий поверх желтого на сером)` было продано за 15,5 миллиона долларов, а годом ранее аналогичная работа `? 9 (Белый и черный на темно-красном)` ушла с молотка за 14,6 миллиона долларов. Тогда же покупателям предлагалась работа с эстимейтом 15-20 миллионов долларов, но желающих ее приобрести не оказалось.
Произведения Марка Ротко стоимостью в миллионы долларов объединяет то, что в их названиях в большинстве случаев присутствуют цвета красок, которыми выполнена работа, или, как и у Поллока, номера. Дешевле 1-2 миллионов долларов такие работы не продаются никогда. Стоит отметить, что 70 % лотов уходит выше верхних эстимейтов, что говорит о высокой популярности художника на рынке искусства в данный момент.
Безусловно, работы Ротко высокодоходны. Но дело не в процентном приросте за год, а в стоимости творений мастера. Даже если цена картины за год выросла на 2-5 %, но стоит она 5-7 миллионов, то доход от этой работы составит 200-300 тысяч долларов. И это минимальные результаты. Вся сложность определяется той суммой, которую надо первоначально заплатить за работу. Поклонников творчества Ротко в мире достаточно, но найти мультимиллионера, который бы согласился приобрести картину за такие деньги, бывает не так просто. Вкладывать средства имеет смысл только в произведения, созданные после 1948-1950 годов. Они привлекательны как с инвестиционной, так и с художественной точки зрения.
Другая проблема, с которой могут столкнуться инвесторы, пожелавшие вложить средства в творчество Ротко, - это размер его работ. Зачастую и длина, и ширина полотен превышают один метр, поэтому найти для них подобающее место будет сложно. Выход из положения - оставить приобретенную картину в хранилище надежного банка.
Графика Ротко продается совсем по другим ценам. Работы, созданные до 1948 года, стоят от 10 до 50 тысяч долларов, но они совершенно бесполезны для инвесторов и часто остаются непроданными. Более поздняя графика продается за 100-500 тысяч долларов, в зависимости от качества работы, хотя иногда мелькают результаты всего в несколько десятков тысяч долларов, но это, скорее всего, фальшивые вещи. 95 % всех вещей, проходящих через аукционы, продаются на Sotheby`s и Christie`s (в Лондоне и Нью-Йорке).
Как и в случае с Поллоком, следует убедиться в подлинности картины. Фальшивые работы Ротко появились еще при жизни художника, а уж сегодня он стал одним из самых подделываемых мастеров.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/investitscii-v-kollektsciu/investitscii-v-tvorchestvo-predstavitelei-amerikanskogo-abstraktnogo-ekspressionizma-mark-rotko.html |