Для многих абстрактных экспрессионистов всегда существовала опасность шаблона: достаточно вспомнить хотя бы прямоугольники Ротко или полотна Поллока, забрызганные каплями краски. Работы Франца Клайна (1910-1962) легко узнать, у него также есть то, что можно назвать фирменным знаком.
`Махонинг` - прекрасный образец творчества Клайна периода расцвета. За крупными черными мазками на белом фоне скрывается сложная и тонкая работа. Клайн говорил, что последней проверкой этой картины был вопрос самому себе: `Понятны ли эмоции художника зрителю?`
Работы Клайна сравнивали с произведениями китайской каллиграфии, хотя на самом деле источником вдохновения художнику служили очень простые образы. Гуляя по Нью-Йорку в период его бурного развития, он был захвачен видом строительных лесов на фоне неба - узором, который они создавали, лабиринтами лестниц и шестов.
Клайн создавал большие и энергичные формы, указывающие на величие духа и отсутствие границ, - мы видим, что изображение уходит за края холста.
С возрастом Клайн почувствовал стремление к сглаживанию резких контрастов, присущих его искусству, и стал применять цвет; позднейшие работы стали сложнее, но они отнюдь не оставили в тени более ранние, но от этого не менее интересные произведения.
Работы Клайна пока еще можно приобрести относительно недорого. В частности, небольшие произведения, созданные до 1950 года, то есть картины не самого высокого качества, могут стоить от двадцати до пятидесяти тысяч долларов. С точки зрения вложения средств покупки данных работ, так же как и графики Клайна, абсолютно невыгодны. Особенно стремительного роста цен ожидать не стоит, да и доходность их столь низка, что лучше просто положить деньги в банк.
Вместе с тем диапазон стоимости произведений художника весьма широк: статистикам известны миллионные продажи. Рекорд принадлежит картине `Танцующий индеец племени Кроу`, проданной 11 мая 2005 года на аукционе Christie`s в Нью-Йорке за 5,7 миллиона долларов. В среднем же цены работ Клайна высокого качества составляют 1-2 миллиона долларов. Именно столько стоит большинство картин, созданных в конце 1950-х годов - в период расцвета живописи художника.
О том, насколько выгодны вложения в творчество Клайна, сказать трудно: еще нет репрезентативной статистики продаж. По оценке artprice.com, 100 евро, условно вложенные в произведения Клайна в 1997 году, к июню 2005-го превратились бы в 173 евро.
Основными покупателями творений художника - 98 % всех продаваемых лотов проходит через американские аукционы - являются американцы.
Чтобы вкладывать средства в живопись Клайна, необходимо хорошо разбираться в американском рынке искусства, который сильно отличается от европейского по многим параметрам. В США произведения искусства, в том числе живописи, приобретаются в основном не для инвестирования, а для личного пользования. Часто покупатели не задумываются о реальности стоимости вещи и борются за нее до победного конца. Согласно статистике продаж, стоимость приблизительно одинаковых по уровню и композиции полотен может отличаться на порядок: одно будет стоить 200 тысяч долларов, другое - 2 миллиона. Причина такого расхождения - индивидуальные предпочтения.
Чтобы вложения в полотна Клайна приносили доход, инвестору необходимо досконально разобраться в его творчестве, а это очень непросто. Даже самому заядлому любителю абстракционизма непросто понять творческий стиль художника - махонинг.
Почему одни пересекающиеся черные линии специалистами по американскому абстракционизму считаются намного лучше других?
Что именно хотел Клайн изобразить на данной картине?
Сколь высок уровень картины по меркам коллекционеров, собирающих живопись Клайна?
Насколько качественна работа с точки зрения особенностей индивидуального стиля художника?
Ответив на эти и другие многочисленные вопросы, можно попробовать инвестировать в живопись Клайна. Хотя, бесспорно, неискушенному инвестору выгоднее и надежнее вкладываться в произведения Ротко или Горки.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/investitscii-v-kollektsciu/investitscii-v-tvorchestvo-predstavitelei-amerikanskogo-abstraktnogo-ekspressionizma-frantsc-klain.html |