Излишний консерватизм, коим отличалась до второй половины 1940-х годов американская живопись, не пользовался особым вниманием ценителей искусства.
В 1950-х на смену консерватизму, аскетизму и сдержанности пришла агрессивность. Новые художники, уверенные в своих идеях и целях, рьяно отстаивали собственную свободу. Нью-йоркская школа живописи 1950-х, помимо ее ярчайших зачинателей М. Ротко, Дж. Поллока, А. Горки, пополнилась такими именами, как Ханс Хофманн, Клиффорд Стилл, Роберт Мозервелл, Хелен Фрэнкентэлер, Джозеф Альберс, Эд Рейнхарт, Элсворт Келли, Барнетт Ньюман, Кеннет Ноленд, Фрэнк Стелла и Эл Хелд.
Сегодня в США эти художники известны примерно так же, как в России Айвазовский, а их работы на аукционах нередко перешагивают миллионный ценовой рубеж. Однако даже истинные любители абстракционизма очень часто не могут определить сюжет того или иного полотна, при этом утверждая, что каждый из художников проповедовал свою философию, совершенно не похожую на идеи европейских живописцев.
Ханс Хофманн (Hans Hofmann, 1880-1966) родился и начал учиться живописи в Германии. Поначалу Ханс Хофманн увлекся импрессионистами и, решив совершенствовать свою технику, перебрался в Париж, где познакомился со многими модернистами, в том числе с Пабло Пикассо и Жоржем Браком. Его поразили и мощные линии Анри Матисса, и то, как смело он использовал цвет. Это впечатление оказалось настолько сильным, что творческое влияние Матисса можно уверенно предположить в целом ряде работ Хофманна.
После создания в 1915 году Школы современного искусства Хофманн все свободное время отдавал преподаванию, оставив собственное творчество как бы `на потом`.
`Возвращение к себе` произошло после эмиграции художника в США. Работам первых лет пребывания в Америке было присуще сочетание кубистической графики с энергичностью и смелостью фовизма: центральный элемент картины был вполне определен и узнаваем, но разработку темы художник осуществлял с помощью множества ярких разлетающихся мазков. Для достижения драматического эффекта Хофманн использовал очень яркие краски основных цветов, а толщина красочного слоя порой достигала у него полутора сантиметров.
Картина `Красная струйка` (1939) стала первым опытом в технике разливания красок по холсту, которая затем успешно использовалась Джексоном Поллоком и другими представителями абстрактного экспрессионизма.
В историю живописи Хофманн вошел не только как хороший художник, но и как замечательный преподаватель: современное искусство без его учеников, без Ларри Риверса и других, было бы иным - возможно, куда менее интересным.
Стоимость произведений Хофманна не так высока, как работ Ротко или Поллока. Его картины могут заинтересовать средних инвесторов. Аукционная статистика пока не упоминает цены продаж, превосходящие миллион долларов. Рекорд стоимости принадлежит картине `В верхних областях`, проданной за 980 тысяч долларов1.
Работы, созданные до переезда художника в США, редко стоят дороже 50-70 тысяч долларов и не считаются особо ценными. Наиболее интересны с инвестиционной точки зрения картины, написанные после 1958 года (после того как Хофманн отошел от активной преподавательской деятельности). Их цена колеблется в диапазоне 150-500 тысяч долларов, в зависимости от уровня работы. Чем больше в картине `искусства действия` и чем ярче краски, тем дороже она будет стоить. Годовая доходность таких произведений составляет 10-15 %.
Статистика продаж показывает, что 70 % аукционных лотов Хофманна продаются выше верхних эстимейтов. Это говорит и о популярности художника на рынке искусства, и о высокой ликвидности его работ. Так, в среднем в год на американских аукционах продается 20-30 картин художника, написанных маслом. Инвесторы могут действовать по такой схеме: выбрать лучшую вещь не только по году создания, но и по качеству, спокойно выждать год, после чего выставить ее снова в том же или другом аукционном доме, но непременно в США, и получить прибыль.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/investitscii-v-kollektsciu/investitscii-v-tvorchestvo-predstavitelei-amerikanskogo-abstraktnogo-ekspressionizma-xans-xofmann.html |