Фрэнк Стелла (Frank Stella, род. 1936) не стремился к общественному признанию и публичной деятельности. Он отказывался участвовать в громких акциях экспрессионистов, а лучшими считал произведения, абсолютно не соответствующие канонам живописи, но в то же время своей чистотой и силой радующие глаз зрителя.
Индивидуальный стиль художника начал складываться к конце 1950-х в серии `черных картин` - холстов, затянутых черными полосами, разделенными узкими белыми промежутками. Изменяя порядок и размер этих полос, мастер сосредоточился на проблемах чистой визуальности.
После 1960 года появляются серии `алюминиевых` и `медных` картин. Полосы на них написаны красками соответствующих металлических оттенков. Стелла отказался даже от традиционной геометрически правильной формы холста: его полотна в форме букв T, U и L были призваны полнее отразить художественный замысел автора. В середине 1970-х годов Стелла создает крупные криволинейные работы, расчерченные с помощью лекал (цикл `Экзотические птицы`, с 1976). В дальнейшем эксперименты с плоской формой сменились работой с объемами: вводя в композиции обрезки стальных труб и проволочной сетки, художник стремился к дополнительной рельефности. В 1982-1984 годах по мотивам графики Лисицкого Стелла исполняет плоскостные и рельефные вариации, тем самым отдавая дань конструктивизму. В более позднем пространственно-трехмерном цикле `Серия волн` (1985-1989) четкий геометризм сменяется типичными для постживописной абстракции размытием границ между живописью и декоративным искусством.
Чтобы извлекать прибыль из вложений в произведения Стеллы, надо досконально разбираться в его творчестве. Так как творческий стиль художника изменялся на протяжении всей его жизни, то и стоимость полотен варьируется в зависимости от года создания. Пиком художественного развития Стеллы считаются шестидесятые годы прошлого века - полотна этого десятилетия редко продаются дешевле 200 тысяч долларов. (Хотя самая дорогая картина художника `Бетлемский госпиталь`, проданная за 3,9 миллиона долларов, была создана в 1959 году.) Вложения в работы 1960-1970 годов способны приносить инвестору годовой доход, превышающий 20 % стоимости картины. Особенно это касается холстов с измененной формой.
Работы, созданные после 1970 года, также должны привлечь интерес коллекционеров и покупателей. Продаваться они могут как за 100, так и за 500 тысяч долларов. Картины высокого качества 1970-1980-х годов не так уж часто встречаются на рынке, поэтому привлекательны они своей редкостью, а соответственно, доходностью в 15-20 % в год. Конечно, бывают случаи, когда стоимость той или иной работы может подскочить на 100 % за 12 месяцев, но это уже зависит от самой картины или независимых процессов на рынке искусства.
Недостатком творений Стеллы в глазах коллекционеров и инвесторов наредко становится их размер. Он может быть как метр на метр, так и в три раза больше.
Несмотря на кажущуюся высокую доходность, вложения в творчество Стеллы сопряжены с рисками, обусловленными чрезвычайной разноплановостью и неоднородностью его во многом экспериментальных работ.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/investitscii-v-kollektsciu/investitscii-v-tvorchestvo-predstavitelei-amerikanskogo-abstraktnogo-ekspressionizma-frenk-stella.html |