В отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка театральной графики, костюмов, фотографий и афиш из собрания Валентина Соляникова Художник в зеркале сцены . Но главный объект выставки - это любовь коллекционера к своей коллекции, к которой с большим тактом отнеслись музейные кураторы.
По объему собрание Валентина Соляникова, наверное, самая большая частная коллекция на театральную тему в современной России - около 2 тыс. произведений. По составу, наверное, самая неровная - в ней есть первые имена (Лев Бакст, Александра Экстер, Кирилл Зданевич), раритеты и банальные дореволюционные открытки с изображениями танцовщиц Императорских театров. Их объединяет трепетное отношение владельца коллекции, Валентина Соляникова, к театру и истории.
В отделе личных коллекций подошли к этим особенностям коллекции не менее трепетно. Эскизы костюмов и декораций, фотографии показаны так, как обычно показывают живопись; просторной развеской на трех уровнях отдела личных коллекций (атриум, балюстрада, галерея) подчеркнута ценность каждого эскиза, каждой афиши. В центре атриума, будто на театральной сцене, костюмы, сшитые по эскизам Льва Бакста к Дягилевским сезонам . Открывает экспозицию эскиз эстрадного костюма, созданный Борисом Эрдманом для танцовщицы Веры Друцкой в 1920-х годах,- именно с этого рисунка, как рассказывает Валентин Соляников, и началась несколько лет назад его коллекция.
Среди раритетов на выставке - фотографии участников комедии Венецианские безумцы , которая была сыграна один раз членами семей легендарных московских богачей Рябушинских, Гиршманов, Носовых. Сценография в мирискусническом духе принадлежала Сергею Судейкину, и раньше были известны только эскизы костюмов, созданных художником. На фото видны не только актеры в костюмах, но и оформление сцены, занавеса, декорации. Судейкину также принадлежит большая серия эскизов костюмов к оперетте Беглая , которая была поставлена в Петербурге в 1913 году.
Хронологически экспозиция делится на три этапа - мирискусники, авангард и театральное искусство 1930-1950-х. К периоду авангарда относится серия эскизов костюмов, сделанных Георгием Козинцевым к Женитьбе Гоголя для петроградской Фабрики эксцентрического актера в 1922 году. При взгляде на них неизбежно вспоминается спектакль, премьеру которого смотрели Остап Бендер и Киса Воробьянинов. В разделе 30-50-х годов визуально царит Федор Федоровский, главный художник Большого театра, с его размашистыми и яркими масляными эскизами, хотя есть тут и работы остовца Петра Вильямса, и акварели Александра Тышлера.
Забавный Hommage Алексею Бахрушину , установленный в углу галереи - золотая рама, внутри которой собраны афиши, программки и фотографии начала ХХ века, с букетом цветов у подножия,- выглядит некоей квинтэссенцией коллекции. Отчасти пародируя купеческий вкус театральных собирателей, она оправдывает его безграничным уважением к истории русского театра, которым пропитана вся выставленная в музее коллекция.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/kollektscionirovanie/stscennaya-kollektsciya.html |