Результаты опроса, проведённого Исследовательским центром портала SuperJob.ru 9-11 апреля 2008 года среди 5 000 представителей экономически активного населения страны, доказывают, что коллекционер - это состояние души, которое существенно не зависит от возраста, пола и достатка человека.
Коллекционеров среди россиян - 37%. Женщин на 2% меньше, чем мужчин (36% против 38%). Уровень благосостояния не оказывает никакого влияния на страсть к собирательству. Если же рассматривать возраст опрошенных, то несколько больше коллекционеров зафиксировано среди граждан старше 50 лет (40%).
Отсутствие личных коллекций 63% респондентов объясняет по-разному. Некоторых россиян такой вид хобби просто не интересует: `Иногда хожу в музеи, а иногда на выставки`; `Зачем, ведь то, что интересует, можно найти в Интернете`. У кого-то на коллекционирование не хватает свободного времени. Одни опрошенные жалуются на нехватку средств (`Я бы с удовольствием занялся стариной, но это очень дорогое удовольствие`), а другие - на отсутствие свободного места в квартире (`Хотелось бы коллекционировать различные симпатичные вещицы, сувениры, но для их хранения требуется специальное место`). Скептики считают коллекционирование `бессмысленным занятием` и даже в некотором роде отклонением от нормы: `Фетишизм - это хобби`.
Отвечая на открытый вопрос: `Что именно Вы коллекционируете?` - респонденты продемонстрировали всё многообразие своих увлечений. Россияне создают коллекции на любой вкус и достаток, но больше всего среди опрошенных оказалось нумизматов. Пятая часть коллекционеров собирает `монетки по 10 рублей`, `деньги стран, где бывал или с представителями которых общался`. Со времен СССР у многих наших соотечественников осталась `советская мелочь` и `старые бумажные деньги`. `Вот их и собираю`, - комментируют нумизматы `поневоле`.
8% россиян собирают различные фигурки и статуэтки. Обычно эти коллекции посвящены какой-либо тематике: кто-то собирает только бегемотиков, а кто-то ангелочков. Встречаются любители японских нэцке и патриоты, коллекционирующие `стеклянные фигурки животных `Хрустального завода` города Гусь-Хрустальный`.
Среди российских коллекционеров поровну филателистов, меломанов, букинистов, любителей посуды и кухонной утвари, а также тех, в чьей душе живёт ребёнок, любящий игрушки. К каждой из этих групп принадлежит по 4% респондентов.
3% респондентов назвали себя коллекционерами знаний, опыта и мыслей - как собственных, так и чужих. Они собирают афоризмы, высказывания великих людей, цитаты и мудрые выражения, а также фразы, доказывающие величие человеческого ума или же, наоборот, чью-то откровенную глупость.
Столько же опрошенных (3%) коллекционирует открытки и карманные календарики.
Обладателями необычной коллекции возлюбленных и друзей назвали себя также 3% респондентов.
38% россиян выбрали предметами своего коллекционирования другие объекты. Часть респондентов собирает билеты: транспортные, театральные, с футбольных матчей. Другие - банки из-под теннисных мячей, коробочки и шкатулки. Музыканты коллекционируют ноты и инструменты. Спортсмены - свои достижения и награды. Компьютерщики - видеокарты, комплектующие и CD с программами. Молодёжь собирает мобильные телефоны. Строители - кирпичи, гвозди и другие стройматериалы. Романтики коллекционируют свечи и цветы. Среди комментариев опрошенных встречались и описания коллекций, не имеющих вещественного содержания: `взгляды людей`, `впечатления от поездок`, `моменты счастья и любви`, `настроение`, `новые положительные впечатления`. Модники хвастаются коллекциями одежды, сумок, шарфов и обуви. Обеспеченные россияне - коллекциями украшений и машин. Некоторые мужчины являются обладателями коллекций, начатых ими ещё в детстве. Это модели машинок, самолётов, мотоциклов и кораблей. Женщины хранят косметику и хороший парфюм. Кто-то собирает пивные пробки, открывашки, спичечные коробки, канцтовары и фантики. Рассказывали россияне и о своих коллекциях картин: живописных или вышитых в различной технике. Встречались среди респондентов и обладатели оружейных коллекций: сабель, ножей, пневматического оружия. Часть опрошенных никак не может расстаться с использованными телефонными и дисконтными картами. Другая часть респондентов коллекционирует чужие визитки. Среди участников опроса неоднократно встречались и Плюшкины, которые признавались, что собирают `всё подряд`.
|