Императорский музеум, строительство здания которого было завершено к 1850 г., Николай I назвал Новым Эрмитажем. Этим он открывал новую страницу в истории музея и в то же время продолжал политику своей великой бабки - Екатерины II. Устройство ею картинной галереи в Эрмитаже должно было показать миру, что Россия имеет право именоваться европейской державой, а императрица - просвещенной монархиней. Екатерина II собрала в своей пустыньке - двух галереях Малого Эрмитажа и на антресолях бельэтажа Зимнего дворца, а затем и в специально возведенном здании Большого Эрмитажа - великолепные коллекции.
В 1764 году, который традиционно считается датой основания музея, у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского были приобретены 225 картин, в основном голландских и фламандских мастеров. В последующие годы Екатерина II, пользуясь советами признанных знатоков искусства - Дени Дидро, Франсуа Троншена, Фредерика-Мельхиора Гримма, князя Д.А. Голицына и многих других, целенаправленно формировала свою Картинную галерею. Приобретение императрицей родовых собраний, складывавшихся в течение жизни целых поколений, приносило России такую же славу, как и победы русского оружия.
В 1768 г. в Брюсселе были куплены собрания картин голландской и фламандской школ принца де Линя и графа Иоганна Карла Кобенцля. Коллекция рисунков Кобенцля включала более 6 000 листов, которые давали представление почти о всех европейских школах. Собрание саксонского министра графа Генриха Брюля, приобретенное в 1769 г. в Дрездене, содержало свыше 600 картин, среди которых были шедевры Рембрандта, Рубенса, Пуссена, Ватто, Рейсдаля, а также множество гравюр и рисунков. В 1772 г. произошло приобретение собрания Кроза, обогатившего музей произведениями Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Веронезе, Рембрандта, Рубенса и Ван Дейка. Коллекция Кроза была исключительно богата полотнами французских мастеров XVII-XVIII вв.
В 1779 году произошло одно из крупнейших событий в жизни Эрмитажа - покупка в Англии знаменитой галереи лорда Уолпола. Это собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи XVII в.; также очень значительно увеличилась коллекция фламандской живописи. Кроме того, Эрмитаж получил шедевры Пуссена, Мурильо, Рембрандта. В 1783 г. Екатерина II приобрела в Париже собрание графа Бодуэна, насчитывавшее 119 картин, преимущественно фламандских и голландских художников, и среди них 9 работ Рембрандта. В XVIII в. Картинная галерея Эрмитажа сохраняла связь с современным искусством, которая была утрачена в XIX в. Галерея пополнялась путем покупок и заказов картин современным мастерам.
Коллекция живописи составляла лишь только часть эрмитажного собрания, хотя и значительную. Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38 000 книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 000 резных камней, приблизительно 10 000 рисунков и собрания естественно-научного, заполняющего две большие залы, - писала императрица Гримму в 1790 г. Подлинную страсть Екатерина II питала к коллекционированию камей. Приобретение в 1787 г. знаменитейшего Кабинета резных камней герцога Орлеанского равно по значимости покупкам русской императрицей библиотек французских философов Вольтера и Дидро. В екатерининском Эрмитаже почти не было скульптуры. Античная пластика из коллекции банкира Джона Лайд Брауна, привезенная в Россию в 1787 г., а также Скорчившийся мальчик Микеланджело и работы Гудона украшали любимую летнюю резиденцию Екатерины II - Царское Село.
Собрание Эрмитажа, ставшее к концу царствования Екатерины II одним из самых крупных в Европе, при ее сыне Павле I и внуке Александре I постепенно обретало статус дворцового музея. Среди приобретений Александра I в 1814-1815 гг. наиболее значительна коллекция картин и скульптуры из Мальмезона - дворца императрицы Жозефины, супруги Наполеона. Тогда же была приобретена в Амстердаме известная коллекция банкира В.Г. Кузвельта, по существу положившая начало собранию испанской живописи. Новшеством стало создание коллекции русской живописи. Позже император Николай I учредил в основанном им музее Галерею русской школы.
Надо заметить, что если коллекции екатерининского Эрмитажа ограничивались живописью, медалями, геммами и драгоценностями, то Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. Поэтому Николай I заботился о приобретении не только античной и современной скульптуры, но также и других произведений искусства. Во время путешествия по Италии в 1845 г. он заказал статуи ведущим европейским ваятелям. В честь русского государя в Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору, и они поступили в Эрмитаж. Археологические раскопки проводились и на юге России. Так, в 1830 г. в окрестностях Керчи был раскопан курган Куль-Оба, где в склепе были обнаружены шедевры древнего искусства. Благодаря этому событию древности Северного Причерноморья привлекли внимание императора, увидевшего в раскопках источник поступления в Эрмитаж античных раритетов.
Основу коллекции античных памятников составили скульптуры из Таврического дворца и Царского Села. В 1849 г. император приобрел у римского антиквара Пиццати около 1500 античных ваз, множество бронз и терракот. Через два года Николай I купил у Демидовых большое собрание античной и новейшей пластики. Заметным пополнением античной коллекции стала покупка в 1852 г. 54 скульптур и 330 ваз у семьи Лаваль. Совершенно новым разделом эрмитажных собраний стала небольшая коллекция египетских древностей. В середине XIX в. в Эрмитаж поступили скульптуры, мозаики и картины по завещанию дипломата Д.П. Татищева. Именно Николаем I были сделаны последние крупные приобретения живописи за рубежом. В 1830-х гг. были совершены значительные покупки картин испанских художников. В 1850 г. в Венеции была куплена коллекция галереи Барбариго, включающая полотна Тициана. В том же году для музея приобрели картины из собрания нидерландского короля Вильгельма. В 1852 г. в Париже были приобретены полотна итальянской и испанской школ из коллекции Сульта.
Важным событием в жизни Эрмитажа стала покупка в 1851-1858 гг. великолепного собрания монет и медалей крупнейшего петербургского собирателя Я.Я. Рейхеля. Приобретение почти 5 000 русских монет и медалей, вдвое увеличившее русское собрание Минцкабинета, и 43 000 западноевропейских, восточных и античных монет и медалей качественно обогатило эрмитажное собрание, насчитывающее в 1850 г. 56 321 единиц хранения.
В результате строительной и собирательской деятельности Николая I в России был создан музей, по качеству и объему коллекций равный известнейшим музеям мира.
http://havefun.cv.ua/kollektscionirovanie/interesnye-fakty/kollektscii-ermitazha-1764-1852.html |