За последний десяток лет в быт вошел новый вид спичечной продукции - коробки-сувениры. В большую коробку вложены один-два кабинетных и 16 обычных коробков. Среди коллекционеров они так и именуются 16+1 .
Годом появления этой новинки считают 1955-й. В отношении 16 + 1 это верно, но памятные спичечные коробки выпускались и раньше: Делегатам IV Всесоюзного съезда Советов, Делегатам IV Конгресса Коминтерна, Делегатам XVII съезда ВКП(б). На заре своего существования фабрика Гигант готовила подарки делегатам различных съездов и конференций - спички в больших фанерных коробках (16x12x5,5) со специальными этикетками-фотографиями. Все эти коробки были памятными и в продажу не поступали.
Тот же Гигант отметил подарочным набором 800-летие Москвы.
В 1955 г. Балабановская фабрика выпустила набор Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, такую же коробку изготовила и фабрика Везувс. Вскоре последовали: Метро (с изображениями станций московского метрополитена); Высотные здания (с этикетками фабрики Маяк ; на двух же кабинетных коробках наклеены обрезанные иллюстрированные открытки, не совпадающие в разных наборах). Годом позднее появился набор Спартакиада народов СССР с изображениями разных видов спорта и флагами спортивных обществ.
Особенным успехом пользовались сувениры VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в том числе спичечные наборы: Русский балет, юмористический - Джаз, виды Москвы, Ленинграда и многих других городов. Сувенирные коробки демонстрировались на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.: Большой балет, Московский Кремль, Павильон СССР Советское кино, Хохломская роспись, Дымковская игрушка и др.
Шахматистам приятно было получить коробку Шахматы : в нее вложены доска для игры и картонные фигурки. Для любителей автомобильных путешествий продавалась коробка с маршрутной картой и изображениями попутных станций и пансионатов. Продавались коробки с видами южного побережья Крыма.
Интересен спичечный набор Бородино - с формами одежды многих полков, участвовавших в сражении. В изображениях этой серии, правда, есть один недостаток, незамеченный утверждавшими выпуск: порыв бойцов направлен вправо, на восток, тогда как следовало бы сделать наоборот - налево, на запад! Эта несообразность стала особенно заметной при попытке сделать на основе этикеток тематический плакат.
Всего выпущено более 180 коробок-сувениров.
Выпускала наша промышленность и брикеты - серии в целлофановой упаковке с пояском - бандероль: VI фестиваль, Русская вышивка, Гербы союзных республик .
Очень многие коллекционеры собирают сувенирные этикетки в двух вариантах: лак и не лак. Казалось бы зачем? Ведь этикетка, не покрытая лаком, - полуфабрикат. Поэтому вроде следовало бы включать в коллекцию лишь лакированные картинки как уже имевшие хождение, но... лак желтеет и портит изображение. Так что советуем вам собирать нелакированные этикетки.
http://havefun.cv.ua/biblioteka/bogdanov-spichechnye-etiketki-i-ih-kollektscionirovanie/spichki-byvaut-raznye-korobki-suveniry.html |