Старинные русские спичечные этикетки встречаются теперь крайне редко.
Никто из нынешних собирателей не видел первых русских спичечных коробочек. В Москве с 1848 г. по 1895 г. существовала фабрика А. М. Гезена, а какие были этикетки? Известна лишь одна, относящаяся к 1870 г., с изображением Московского Кремля. На этикетке указано: Рисунки собственность фабрики . Рисунки! Где они?
Сохранилась этикетка 1856 г. фабрики А. Семкина в с. Грузино, Новгородской губернии.
В нескольких коллекциях встречаются этикетки фабрики Гессе семидесятых годов с рисунками и текстами из басен И. А. Крылова. Эта же фабрика в 1876 г. выпустила этикетки с портретами героев освободительной войны сербов против турецкого ига. На одной - генерал М. Г. Черняев, командовавший моравским корпусом сербской армии.
Под изображением стихи:
Архистратиг славянской рати.
Безукоризненный герой!
Под кровом божьей благодати
Да совершится подвиг твой!..
На другой этикетке портрет добровольца Н. Киреева, тоже со стихами:
Ко братьям страждущим душа его летела
Самоотверженно желая им служить,
Он первой жертвой пал за праведное дело
И памятью о нем должны мы дорожить.
Он пал в честном бою, свободу защищая.
Как больно смерть его отозвалась в сердцах,
Неведома для нас могила дорогая!
Остался прах его во вражеских руках!
Семью годами позже фабрика Гессе издала серию этикеток с пикантными картинками.
В 1883 г. фабрика Грефсби выпустила спичечные коробки с рисунками такого же содержания. Эти выпуски характеризуют тогдашнюю эпоху безвремения, отход от значительных общественных тем и в большом искусстве, и в потребительской миниатюре.
Ивану Андреевичу Крылову на этикетках повезло. Мы уже упоминали о крыловском выпуске фабрики Гессе, а в 1891 г. фабрика Шаныгиной выпустила большую серию с силуэтами петербургских типов; среди них три иллюстрации к басне Демьянова уха. Иллюстрации настолько удачны, что сразу же вспоминаются соответствующие строки:
Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!
Схватя в охапку кушак и шапку, -
Скорей без памяти домой.
В 1899 г. сразу две фабрики выпустили первую юбилейную этикетку с портретом Пушкина, а в 1900 г. - с портретом Суворова.
Увы, вот и весь перечень отечественных этикеток, сохранившихся с прошлого столетия.
Но это даже не сотая часть образцов спичечной графики того времени. Правда, тут не учтено 150 дошедших до нас лапшинских этикеток, первая из которых- хотитовская - почти полностью копирует шведскую. Лишь на ее обороте напечатано: Продажа в С.-Петербурге у В. А. Лапшина . Так, покупателям под видом иностранных спичек продавалось отечественное изделие.
* * *
Как и всякий предмет промышленной графики, спичечные этикетки являются зеркалом эпохи. На них отражаются многие события общественной жизни.
Наша промышленность выпускает в год 13 миллиардов коробков спичек, а следовательно, такое же количество картинок, наклеенных на них. Какое другое полиграфическое изделие имеет такие тиражи? Спичечная коробка проникает вслед за человеком туда, куда порой не дойдет ни большой плакат, ни маленькая открытка. Иллюстрации на этикетках превратили их в политические микроплакаты.
В 1918 г. фабрика Факел впервые поместила на этикетке лозунг Пролетарии всех стран, соединяйтесь! и советскую эмблему Серп и Молот.
В 1923 г. реакционное английское правительство предъявило Советкому Союзу ультиматум, сопровождаемый угрозами и содержавший разные необоснованные требования. Ультиматум вызвал возмущение трудящихся по всей стране. Повсюду раздавался призыв: В ответ на ноту лорда Керзона укрепим наш воздушный флот, создадим эскадрилью самолетов Ультиматум . Тогда же было организовано Общество друзей воздушного флота. Значок этого общества - самолет с кулаком вместо пропеллера - был изображён на этикетке, выпущенной фабрикой Ревпуть.
|