Филумения и филотаймия (или календаристика) похожи не только названиями. Это произведения так называемой промышленной графики, имеющие чисто утилитарное назначение: украшать спичечные коробки либо информировать о дате и дне недели.
И те, и другие выпускаются миллионными тиражами (правда, этикетки постоянно, а календари - этакими разовыми предновогодними `залпами`), но `в живых` остаются единицы - в основном в коллекциях соответствующих чудаков. В самом деле, кому нужна пустая спичечная коробка или прошлогодний (а то и прошлого столетия) календарь?
Они близки по размеру и материалу (сейчас спичечные этикетки все больше заменяются каркорами (картонными коробками), размеры которых почти равны стандартным `календарным`).
Производители и тех, и других, поняв, что этой одноразовой ерундой заинтересовались коллекционеры, начали выпускать специальные коллекционные, сувенирные серии, рассчитанные специально на них.
И проблемы филуменистов и филотаймистов общие: где найти, как хранить, как каталогизировать. Последнее актуально еще и потому, что темы на мини-плакатах в большинстве своем одинаковые: города, природа, искусство, транспорт, техника безопасности во всех ее проявлениях - от соблюдения ПДД до безопасного обращения с огнем, коммеморативные (юбилейные) выпуски, реклама. Ну и, разумеется, политическая пропаганда (куда ж без нее!).
Разумеется, блюстители чистоты сайта могут возразить: мол, у вас своя свадьба, у нас своя! И будут правы: Но не совсем. Потому что есть, есть пересечения. Так, на календарях (особенно тех, что выпускались по заказу Управления пожарной охраны) весьма популярно изображение спичек и спичечных коробков. Намного меньше, но все же встречаются рекламные календари спичечных фабрик (вроде того `беличьего`, что приведен на фото).
Есть и примеры обратного характера: календари на: спичках (мы не берем такие весьма широкие, но в принципе тоже `календарные` темы, как `Времена года` или `Знаки Зодиака`). И эти `спичечные` календари довольно разнообразны по оформлению и конструкции.
Вот перед вами сувенирный спичечный набор 1987 года `С Новым годом!` (художник Ю.К. Левиновский) Балабановской экспериментальной фабрики, являющийся одним из старейших спичечных предприятий России (он же, но с измененными выходными данными, был выпущен на спичечных фабриках `Искра` в Благовещенске и `Красная звезда` в Кирове). В красивую коробку уложены 18 спичечных коробков. На 12 - месячные календарные таблицы на 1988 год, а шесть `лишних` заполнены подходящими к случаю рисунками.
Похожий набор не так давно выпустил и нынешний сосед Балабановской фабрики - фирма по производству сувенирных спичек `Старт`. В одной общей коробке - 12 самых разных спичечных упаковок (от `люксов` всех размеров до спичек-книжечек), на каждой из которых - календарь на месяц. Это явно рекламный выпуск.
Далее - настольные коробки-календари (такая конструкция называется `домик`, и бывают такие домики и одно-, и двухэтажными). Одна плоскость высокой двускатной `крыши` занята весьма оригинально исполненной рекламой фирмы, другая - календарем на год.
Почти аналогичная конструкция, выполненная по заказу одной из фирм, тоже представляет собой спичечницу-календарь, на этот раз перекидной. На каждой цветной страничке - календарь на месяц, на обороте - реклама фирмы.
Не отстают и зарубежные коллеги. В качестве примера показываем польскую спичечную серию `Календарь 2002` из 12 этикеток, на каждой из которых, понятно, дана табличка соответствующего месяца, и аналогичную немецкую, на 1964 год. Непонятно только, то ли в начале года надо было набирать сразу 12 упаковок (по одной на месяц), то ли фабрика выпускала их `кусочками` (на это тоже не похоже: все этикетки в одном листе).
Как бы то ни было, но прецеденты имеются.
Поначалу мне показалось, что подобных пересечений филотаймии с другими видами коллекционирования немало, однако по зрелом размышлении я понял, что филумения один из очень немногих видов коллекционирования, некоторые объекты которой могут быть небезынтересными для филотаймистов. Пожалуй, с некоторой натяжкой сюда можно отнести перидромофилистов (коллекционеров железнодорожных билетов) - в последнее время на рекламных `обложках` билетов тоже стали печатать календари (один из образчиков прилагаю), `мешочников` (коллекционеров иллюстрированных полиэтиленовых пакетов - к сожалению, образцов не имею), прессофилов (коллекционеров газет и журналов: каждое уважающее себя издание считает хорошим тоном опубликовать свой рекламный календарь в последнем номере уходящего или в первом - наступающего года).
Думаю, что это не последняя статья филуменистов на `календарном` сайте: у нас много общих проблем, и решать их лучше сообща.
http://havefun.cv.ua/raznovidnosti/kalendofiliya/bratetsc-kalendarik-i-sestritsca-etiketka.html |