Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
Вся правда о перманентном макияже татуаже.
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Кампанофилия / Фольклор ямщиков

Фольклор ямщиков

Статьи

Рябиновый звон
Поет, звенит, говорит...
Музыка ветра, ветряной колокольчик, поющий ветерок
Колокольчики в музыке
Колокола-колокольчики
Колокола и колокольчики
Колокол и колокольчик
Карильоны
История создания музея колоколов
История колоколов
Древние била
Валдайский колокола и колокольчики
Фольклор ямщиков
Коллекции

 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3  4 

0Особую группу колокольных текстов составляют напутствия - ямщицкие изречения, охватывающие определенный набор тем. Рассмотрим их подробнее.

Шутливые прощания:

ПРАЩАИ МИЛЫЯ МАЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ
ПРАЩАИ ДЕДУ ВОТЪ Я АТЪ ТЕБЯ ГУЛЯТЬ УЕДУ
НАМЪ ПРИЯТЕЛИ ЗНАКОМЫ К СЕБЕ В ГОСТI ЗАУТЪ
1866 ГОД КУПИ ТРОИКУ ЛОШАДЕИ ЕЗДИИ ВИСЕЛЕИ
 М  СТЕП  ЛЕНИНЪ (днище).

Удалая похвальба возницы, предупреждение возможных последствий столкновения на дороге и в быту:

1863 ГО ЕДУ: НЕСВЕЩУ: А НАЕДУ: НЕСПУЩУ:
ЕДУ НИСВИЩУ А НАЕДУ НИ  М  НИКАЛАИ КИСЛОВЪ 
Я ЕДУ НИСВИЩУ А ХТО ЗАЦЕПИТЪ НИСПУЩУ .

Колокольные мастера обладали завидным чувством юмора. Они отливали надписи, имеющие несколько смыслов - очевидный и скрытый. Это предупреждения о возможных последствиях столкновения не только в дороге, но и в жизни.Такой надписью владелец колокольчика предупреждал не только встречные транспортные средства, но и своих клиентов и партнеров по бизнесу.

Загадки, поговорки, пословицы, скоморошины

Специфическая касимовская фольклорная традиция основывается на использовании загадок, поговорок, пословиц, прибауток, иных шутливых надписей. Основоположником этого жанра можно считать В. Скорнякова. Касимов уверенно держит пальму первенства по сравнению с другими колокололитейными центрами. В коллекции В. Хрунова был колокольчик (в настоящее время он находится в коллекции автора), который этот авторитетный коллекционер-исследователь относит к изделиям данного мастера, со следующей надписью, переделанной из загадки:

УС: ЕМЪЩИК : КРИЧУ: БЕЗО РТА: ГОНЮ:БЕЗ КНУТА: .

В данном случае загадка, посвященная церковному колоколу, трансформирована в загадку о дужном колокольчике:

Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.

Существуют различные толкования сокращения УС : ЯМЩИК . Коллекционер-исследователь С. Сукач высказал следующее предположение: Устал ямщик, но тройка идет аллюром, и ею управляют помощники ямщика - колокольчики. Слово уснул некорректно по отношению к ямщику - ему на работе спать не положено. По плохой дороге не уснешь, а по хорошей гнать надо, т. е. идти аллюром .

Л. Крайнов-Рытов предложил расшифровку: усмехается ямщик - загадал седоку загадку, а тот не может ее разгадать.

Версия усмехается ямщик представляется более правдоподобной. Мастер, скорее всего, описал диалог между возницей и пассажиром в форме загадок.

Тема насмехающегося ямщика встречается и на других касимовских колокольчиках:

ЗВЕНИТЪ : ПОТЕШАЕТЪ : ЕМЩИКЪ : НАСМЕХАЕТЪ .

Одна из первых тем, обозначенных в специфическом касимовском фольклоре, разговор ямщика и седока.

Идею отливать на колокольчиках шутливые надписи, поговорки, пословицы, загадки в полной мере развили касимовские литейщики Николай Иванович и Михаил Николаевич Кисловы. Известно более четырех десятков оригинальных надписей, отлитых на изделиях их мастерской.

1851 ПРАЩАИ МИЛЫЯ МАЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ
НК (днище)
1853 КУПИ МЕНЯ ДЯДЯ ПА ДЕНЬГАМЪ ГЛЯДЯ
1857 ТОЧНА НА ЗАКАСЪ И ЗДЕЛАНЪ ДЛЯ ВАСЪ
1861 ПАРА НАШЕМУ ТЕЛЕНКУ ВОЛКА СЪЕСТЬ
1862 ВОТЪ СТАРЫ ДРУХЪ ЛУТЧИ НОВЫХ ДВУХЪ
М:Н:КИС: (на днище)
1863 ПРАЩАИ ДЕДУ ВОТЪ Я АТ ТЕБЯ ГУЛЯТЬ УЕДУ  М Н КИСЛОВ (на днище вокруг петли)
1864 НЕТЪ БАРЫША ЗАТО СЛАВА ХАРАША
ВА ВЕСЬ СВЕТЪ ГАРЕЛЪ СНЕКЪ САЛОМАI ТУШИЛИ
ВАЛКОВЪ БАЯТЦА И ВЛЕСЪ ГУЛЯТЬ НИ ХАДИТЬ
ЗА ВОЛГАI НА ГАРЕ МАСКАЛЬ СИНА КОСИТЪ
НИСУЛИ ЖУРАВЛЯ В НЕБИ А ДАВАИ СИНИЦУ В РУКИ
ЧЮДЕСА В РИШИТЕ ДЫРЪ МНОГА А ВЫЛИСТЬ НЕГДИ

В этих текстах широко представлен русский народный фольклор.

Коллекционер-исследователь И. Духин установил, что Николай Кислов использовал в качестве источника шутливых текстов еще один пласт народного фольклора - скоморошины. Ряд надписей взят из следующего фольклорного источника:

Где же это видано,
Где же это слыхано?
Чтобы курочка бычка родила,

 1  2  3  4 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь