РОССИЯ прожила оглушительно тихий век - в ней более полстолетия практически не звучали колокола... Не звучали повсеместно, дружно, как всегда было принято на Руси, где колокола с древности размеряли течение дней городов и сел. Церковные звоны сопровождали будничную жизнь, радовали благовестом в праздники... XIX век слыл веком колокололитейного искусства России. Но нам, не таким уж и далеким потомкам, трудно это представить: в советские годы тысячи российских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено.
Новый уклад жизни прервал существование не только церковных колоколов, 20-е годы XX столетия стали последними в истории создания их младших звонких собратьев колокольчиков: и поддужных (под дугой), и сигнальных - пожарных, станционных - при железнодорожных станциях.
Звенит-утешает?
Колокольцы, колокольчики - очень красивая страница в истории русских колоколов. Что интересно, открыта и написана она в основном не историками-профессионалами, а... любителями, собирателями старины - точнее, теми, кого уважительно именуют коллекционерами-исследователями. Ими собраны и изучены колокольчики ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги), свадебные, рыбацкие, а также бубенцы-бубенчики, коровьи ботала, кутасы, ропотни и гремки (прообразы колокольцев-побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину еще и для оберега). Вот сколько родни набралось у колоколов!
Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. И в 20-е годы была еще у них такая редкая возможность. Кто же мог знать, что это был последний шанс !
Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. (Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков.) Туда коллекционеры съезжаются на колоколоведческие конференции.
До сих пор колокольчиков в частных собраниях больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В.Ким) - 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В.Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде - около 1000 колокольчиков периода 1800-1917 годов - в собрании Л.Крайнова-Рытова.
Свыше 20 лет Леонид Леонидович увлечен историей колоколов и является региональным представителем Ассоциации колокольного искусства России (АКИР). Главный предмет его исследований - именно колокольчики, особенно ямские - наиболее редкие экземпляры певучей бронзы.
Сожалеть о том, что все в руках частников , здесь не стоит. Не тот случай. Благодаря энтузиастам сбережены порой единственные на всю страну образцы колокольного литья. Коллекционеры-подвижники делают открытия, раскапывая никому не известные сведения о промысле, мастерах и предметах своего собирательства. Особенно нежная привязанность отдана ямщицкому (поддужному) колокольчику, который давно стал поэтическим символом России.
Звону много - веселей дорога!
Нет, не случайно колокольчик (а не рожок) прижился на русских почтовых и курьерских тройках. Как средство сигнала - уступи дорогу! - оба были хороши. Но колоколец, миниатюрная копия колокола, естественно, стал неотрывной частью русского быта. Более того - легендой, поэзией, фольклорным явлением. Кто ж не помнит - Вот мчится тройка удалая... и колокольчик, дар Валдая... - ну и так далее.
В конце XVIII века в России учредили образцовую почту , то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались по дорожному расписанию, с ямщиками, от стана к стану. Дороги под это дело расширили, лошадей стали запрягать не гусем , а в ряд - тройкой . Чтобы издалека заявлять о своем приоритете на тракте, ямщики-гонщики поначалу... лихо свистели. Введение сигнального рожка - немецкой моды - они упорно саботировали. За свист и наказаны бывали не раз - батогами биты, но все без пользы.
|