Драгоценные камни издавна служили украшением. Еще до нашей эры древний человек восхищался их великолепием, использовал в качестве аксессуаров, как сказали бы мы теперь. Красивые минералы привлекали взоры раньше и продолжают делать это сейчас.
Все драгоценные камни имеют разную твердость. В этом отношении уникален алмаз - его твердость исчисляется 10 единицами. В Древней Греции этот чудесный камень носил название `непобедимый`, или `adamas`. Вообще, классифицировать камни очень непросто. Например, камни с твердостью от 7 до 9 считаются драгоценными. Когда их твердость уменьшается - они называются уже полудрагоценными, а то и декоративными. Однако при оценке камня значение имеет не только его твердость, но и красота, редкостность камня, поэтому оценка камней такое непростое и вместе с тем увлекательное дело.
Шкалу твердости разработал минералог Фридрихом Моос, который наделил 10 единицами твердости алмаз, 9 единицами - сапфиры и рубины. В 8 единиц твердости была оценена группа камней: шпинель, кошачий глаз, аквамарин, хризоберилл, топаз и изумруд. Оценку 7 по шкале твердости Мооса получили горный хрусталь, дымчатый кварц, аметист, гранат, цитрин, гиацинт, турмалин.
Помимо этих, существует еще огромное множество драгоценных и полудрагоценных камней, которые радуют взгляд в красивой изящной оправе, с искусной резьбой, отшлифованные, сверкающие, насыщенного цвета.
Человек во все времена старался найти чудесным драгоценным камням более широкое применение. Достаточно древним применением драгоценных камней является глиптика - резьба в камне. Этим искусством в древности увлекались практически все народы мира. Умелые мастера создавали настоящие маленькие шедевры, некоторые из которых дошли и до наших дней. Существовало два типа глиптики - выпуклые изображения на камне или же углубленные. Они носят названия камеи и геммы интальо. Те камни с глиптикой, которые сегодня хранятся в музеях - настоящие произведения искусства. Все они совершенно уникальны, так как глиптика - ручная работа, и древние мастера вкладывали в свои произведения душу.
Янтарь и жемчуг тоже использовались очень широко, хоть они и не являются драгоценными камнями.
Красота жемчуга ставит его с драгоценными камнями на один уровень. Жемчуг бесконечно разнообразен. Бурмитанский жемчуг - это округлый, крупный, ровный жемчуг. Парангонами называют жемчужины выдающихся размеров. Бывает и жемчуг совершенно неправильной формы, который нашел свое применение в прикладном искусстве - с его помощью успешно создавали элементы картин, используя кривые жемчужины как части тел людей и животных, фрагменты растений.
Период барокко отличается повсеместным распространением самого мелкого жемчуга, которым вышивали одежды или же делали из него изящные украшения. Высшее общество носило наряды, сплошь расшитые маленькими жемчужинами. Тяжелые бусы в несколько нитей красовались на шеях элиты и украшали руки в качестве браслетов.
Янтарь - солнечный и глубокий камень, имеющий не меньше разновидностей, чем жемчуг. Современными археологами при раскопках были обнаружены украшения из янтаря в микенских гробницах. Захоронения были созданы около 2000 года до н.э., что подтверждает, что уже тогда янтарь был необычайно популярен.
В северных странах также изготавливали украшения из янтаря (каменный век), чему есть научные подтверждения.
Янтарь называли `золотом моря`. Его искали на берегу, затем целенаправленно отравлялись на охоту за янтарем, добывая его из воды с помощью таких инструментов, как остроги и сачки. Для этого древние люди отправлялись в море на лодках и с помощью своего инструмента старались ворошить песок на морском дне. Янтарь, спрятанный в песке, вымывался из него водой. Тогда приходила очередь сетей и сачков, которыми поднятый со дна янтарь вылавливали. Кроме красоты янтарь, по мнению древних, обладал еще и целебными и даже магическими свойствами. Из него делали украшения и предметы интерьера.
|