С давних времен человек был подвержен магическому очарованию драгоценных камней. В силу своего удивительного воздействия на людей они были не просто дорогостоящим материалом для ювелирных изделий, а чем-то необъяснимо большим. Будучи чудесным произведением самой природы, драгоценные камни всегда обладали не только потрясающей красотой и таинственным мерцанием, но и мистической способностью завораживать своих владельцев - законных, нелегальных, случайных... Им поклонялись, за ними охотились и похищали их, из-за них люди шли на преступление и теряли рассудок. Дополнительную ценность драгоценным камням придавала их редкость. Неудивительно, что в конце концов человеку захотелось воссоздать этот природный дар собственными руками.
Первое упоминание о синтезе драгоценных камней относится к 1837 году - именно тогда французу Марку Гудену удалось получить первые кристаллы искусственного рубина из расплава корунда при помощи кислородно-водородной горелки. К 1869 году его коллекция уже состояла из синтетического синего сапфира, перидота, топаза, изумруда и удачной имитации алмаза. Достижения Гудена не приобрели особого промышленного значения, так как синтезированные им камни имели микроскопические размеры.
Далеко вперед по сравнению со своим предшественником шагнул Огюст Вернейль, который научился получать крупные кристаллы рубинов, усовершенствовав методику плавления корунда. Аппарат, изобретенный Вернейлем, позволял за пару часов выращивать кристалл весом до 15 карат. После опубликования своих трудов и получения их высокой оценки Вернейль берется за выращивание сапфиров, в котором также достигает значительных успехов. В 1913 году его метод запатентован, после чего производство сапфиров выходит на промышленный уровень.
Первые синтетические кристаллы драгоценных камней имели округлую форму, за что получили название `були` или `бульки` (от французского boule - `шар`). В дальнейшем камни стали производиться и удлиненными, однако название прижилось и до настоящего времени используется в геммонологии.
В ХХ веке было разработано множество других методов синтеза кристаллов. Кроме рубинов и сапфиров, появляются синтетический александрит, кварц, изумруд. Синтезируются даже алмазы, но из-за дорогостоящего процесса производства цена на них устанавливается не ниже, чем на натуральные. Синтетические драгоценные камни широко применяются при изготовлении ювелирных изделий, их рынок развивается и становится весьма перспективным. Здесь следует уточнить, что искусственный рубин или изумруд отнюдь не является `дешевкой`, `подделкой` или `имитацией`. Его физические и химические свойства практически совпадают с характеристиками природного `прототипа`. Подделки же и имитации напоминают драгоценные камни лишь по внешнему виду, на самом деле они изготовлены из стекла, пластмассы, более дешевого минерала или сплава минералов, а иногда даже просто склеены из кусочков камня. Синтетический же минерал отличить от натурального собрата на глаз невозможно, требуется проведение нескольких тестов, доступных лишь в лабораторных условиях, и это обстоятельство становится весомым аргументом в защиту `ненастоящих драгоценностей`. Кстати, термин `драгоценный` специалисты употребляют лишь по отношению к натуральным камням, синтетические аналоги так называть не принято.
На создание драгоценного оригинала природа тратит тысячи и миллионы лет, а выращивание синтетического кристалла точно такого же вида занимает у человека срок от нескольких часов до нескольких месяцев. Самое главное отличие, которым характеризуются натуральные камни - это практически всегда неоднородность структуры. За многие годы роста кристалла в нем появляются микроскопические трещины и разрывы, пузырьки газа и мельчайшие посторонние частицы - все то, что еще в начале ХХ века считалось дефектами, а затем стало именоваться характерными вкраплениями и служить дополнительным подтверждением натуральности происхождения минерала.
|