Изображение человека может быть смешным не только из-за особенностей его внешности, но и благодаря кисти художника. Черты выделяются и получается новый шедевр искусства...или герой для комиксов.
Корни шаржа ведут во Францию. Именно от слова `charge` (юмористический портрет) происходит современное понятие изображения человека с элементами сатиры. В 19 веке распространились картины и рисунки, в которых люди почему-то изображались с неестественно большими размерами головы. Несмотря на эту деталь (а скорее даже благодаря ей) жанр стал набирать обороты популярности. Вскоре стало понятно, что для создания шаржа базовых навыков живописи недостаточно. Художник должен быть хорошим психологом, иметь `цепкое` зрение и богатый жизненный опыт. Вследствие этого, хорошие шаржисты стали дефицитом. Так что те, кто думает будто всё очень просто, ошибаются - нарушение стандартных пропорций тела не является гарантией успешного шаржа. Как ни крути, но и здесь тоже необходима гармония. Более того - великий Моор (русский художник, мастер графики, основоположник советского политического плаката) утверждал, что для работы над подобными изображениями нужна композиция.
Со временем шаржи стали появляться в самых популярных изданиях массовой информации. Они стали обязательными, сродни литературным пародиям и гороскопам. Ещё позже стало модным рисовать шаржи во время проведения различных праздников, дабы развеселить гостей. Часто бывало и так, что тот или иной гость, увидев результат работы художника, называл это мазнёй и жалким подобием на себя. Доходило и до оскорблений автора вплоть до изгнания с приёма. Правда, это случалось в основном по одной причине - отсутствие чувства юмора. Особенно тяжело приходилось авторам политических шаржей в советское время. Могли сразу упечь в тюрьму, или сначала посмеяться, а потом упечь. Есть и обратная сторона медали: некоторые художники в ответ на просьбу сделать шарж говорят сквозь зубы, что, мол, это низкопробное искусство и они не станут тратить на него время. Тут уже труднее определить, в чём дело - то ли в мании величия, то ли просто в отсутствии опыта. Вместе с этим шаржи, связанные с политикой, могли стать своеобразным рупором народной мысли. Примерами были шаржи на Гитлера, Буша и других представителей власти. Существуют и более яркие примеры сегодняшнего дня: немногие догадываются, что популярная и раскрученная Масяня (мультипликационный герой) является шаржем на девочку-подростка, типичного представителя своей эпохи. Конечно, это образ собирательный, но каков эффект!
Многие мастера искусства на протяжении всей своей жизни говорили, что шаржу нужно учиться отдельно и усердно. Нужно быть гениальным, чтобы точно передать хитрость, наивность, глупость или жадность в иронической форме. В результате сам персонаж может стать ближе и понятнее простым людям. В людных местах центра города часто можно встретить на своём пути сидящего на улице художника, готового изобразить Вас или Вашего друга в шуточной форме. Баснословных денег это не стоит, а памятный рисунок останется навсегда и при случае будет поднимать настроение. Можем сделать небольшую подсказку: художник охотнее возьмётся сделать шарж, основанный на какой-либо интересной жизненной ситуации или истории. А материалы для написания могут быть самыми разными: от простого карандаша до более серьёзных, таких как пастель, акварель, цветные мелки и фломастеры.
Свой неоценимый вклад в историю шаржа сделали: Бернини, Домье, Кустодиев, Серов, Степанов, Дени, Ефимов, Игин, Кукрыниксы, Моор, Решетников. Современники: И. Макаров, В. Мочалов, В. Балабас, К. Куксо.
http://spokusa.com.ua/post/531.html |