Споры о том, что же из себя представляет поп-арт, возникли сразу после его появления и не утихают до сих пор. С одной стороны всё просто - это популярное искусство (англ.). С другой - сложнее, потому как спустя полвека это превратилось в настоящее движение со своими признаками и почитателями.
Впервые термин `поп-арт` появился в статье одного английского критика. Он и не подозревал, что название подхватят приверженцы абстракционизма, знаменитости, хиппи и т.д. Работы, которые можно считать точкой отсчёта, были выполнены художниками Королевского художественного колледжа. Самая известная среди них - коллаж Ричарда Хамилтона `Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?` (1956).
Судя по первым определениям таких работ от самих художников, основной изюминкой является своеобразная насмешка над вещами и объектами, которые встречаются в нашей жизни каждый день. После художественной `обработки` они становятся яркими и даже порой получают новое предназначение. В 1963 году была сделана интересная выставка. Зрители сначала видели огромное белое полотно (холст, покрытый белилами), затем чёрное (из обрывков газет), после чего их ожидала композиция из маленького зеркала, кусков тканей, сломанного зонтика, открытки и мигающей лампочки. Конечно, в текстовом описании это выглядит как просто куча мусора. Но в искусстве всегда так - его нужно видеть, чувствовать. Когда у автора не получилось купить холст, он решил поступить более чем оригинально - натянул на подрамник одеяло с подушкой и окатить брызгами красок, которые оказались под рукой. Так появилось творение под названием `Кровать`, ставшее визитной карточкой имени художника Раушенберга. А другой художник - Энди Уорхол - для создания своих шедевров использовал консервные банки, бутылки кока-колы и денежные купюры.
Таким образом поп-арт развивался, исключая на своём пути традиции обычного искусства. Главным критерием было превращение банального в оригинальное. Классики мира порицают подобное и всячески доказывают, что это просто издевательство, никаким тонким вкусом и творчеством тут не пахнет. Творцы поп-арта утверждали, что пришла пора расширить границы самого изобразительного искусства. По-своему правы и те, и другие. Даже если это нельзя назвать искусством, то толчок к новым тенденциям поп-арт даёт по сей день. А по поводу высокой степени изобретательности нет никаких сомнений! Если для участия в проекте Спенсера Тьюника было задействовано 18000 человек для групповой фотографии обнажённых тел, значит поп-арт нужен как минимум этому количеству людей. Кстати, в 21 веке он очень активно используется в рекламных акциях больших компаний. Так что мнение о поп-арте исключительно как о стилизации под 60-ые годы прошлого века ошибочно. Если Вы вдруг решитесь заняться чем-то подобным, учтите, что близкие могут Вас не понять. То, что выходит за привычные рамки, всегда пугает большинство людей. Но в конце концов Вы это будете делать в первую очередь для себя и/или ради развлечения. Если бы все мировые знаменитости, преуспевшие в своём творчестве, опускали руки при любом упрёке в их сторону, то имя Рембрандт никогда не стало бы громким.
Главное, как всегда, состоит в том, чтобы не `перегнуть палку` в отрицании всех и вся. Ведь таким образом может перестать высоко цениться искусство Рафаэля, Пикассо и Шагала. А значит - их картины станут сродни одноразовым тряпкам и вообще исчезнут со временем с лица Земли. Не говоря уже о том, что люди в своей общей массе станут жуткими циниками. Современная живопись не должна отрицать новые течения, но при этом обязана сохранить старые традиции и богатое наследие предшественников.
http://spokusa.com.ua/post/535.html |