Илья Репин писал картины очень вдумчиво. Истории неизвестно ни одной работы, которая вышла из-под его руки стремительно. Его полотна создавались исключительно путём кропотливого труда. Картина `Запорожцы пишут письмо турецкому султану` была написана за 10 лет творчества. Но вряд ли художник догадывался о том, какую популярность обретёт его произведение.
А началось всё с того, что был найден оригинал самого письма. Впрочем, во времена казаков это было просто письмо, а сейчас - исторический документ. Его копия попала в руки этнографа Якова Новицкого. Тот передал её своему другу Дмитрию Яворницкому. Последний как-то раз зачитал текст письма вслух при гостях в своём доме.
Собственно, вот текст обращения к запорожцам турецкого султана:
Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан - повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашими нападками не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мухаммед IV.
А вот ответ казаков:
Запорiжськi козаки турецькому султану!
Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товариш, самого Люцеперя секретар. Якiй ти в чорта лицар, коли голою сракою iжака не вб`еш! Чорт висирае, а твое вiйсько пожирае. Не будеш ти, сукiн ти сину, синiв христiянських пiд собой мати, твойого вiйска ми не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распройоб твою мать. Вавилоньский ты кухар, Макидоньский колесник, iерусалимський бравiрник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египту свинар, Армянська свиня, Подолянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, i у всего свiту i пiдсвiту блазень, а нашого Бога дурень, самого гаспида онук и нашого хуя крюк. Свиняча морда, кобиляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою в`йоб! От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Тепер кончаемо, бо числа не знаiмо i календаря не маемо, мiсяць у небi, рiк у князя, а день такий у нас, який i у вас, за це поцiлуй в сраку нас!
Пiдписали: Кошовий отаман Iван Сiрко зо всiм кошем Запорiжськiм
Среди гостей Яворницкого оказался известный художник Илья Репин. Он загорелся идеей написать картину на эту тему и стал работать. В течение десяти лет Репин ездил в пригород Днепропетровска. Там он встречался с Яворницким и делал многочисленные эскизы. Оттуда же были взяты несколько персонажей для будущей картины.
Например, один из весьма колоритных персонажей срисован с художника Ивана Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения `Мир искусства`. Точнее, он был Яном Францевичем, так как родился в Варшаве, и по национальности, оказывается, был поляком, однако, всё-таки составил компанию запорожцам.
А вот красавец с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой - не кто иной, как внучатый племянник известного русского композитора М.И. Глинки. А нашёл Репин молодого человека в Петербурге - в те времена Глинка был камер-пажем.
Высокий казак с повязкой на голове - это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов. Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение его одесское происхождение и русская фамилия - по национальности он был греком. Эта сладкая парочка - Глинка с Кузнецовым - по замыслу художника должны были представлять собой хрестоматийные образы Андрия и Остапа.
|