Леонардо да Винчи безусловно создал великий шедевр искусства. После него многие пытались создать нечто похожее. А уж картины в копиях размножились по всему миру. Однако в России тоже есть художники, которым под силу сделать оригинальное и красивое полотно.
Санкт-Петербург всегда славился своими талантами. Живописцы из этого города также всегда воспринимались как мастера. Ещё очень молодой, но уже известный живописец Владимир Лукич Боровиковский никогда не сидел без работы. В тот период он трудился над портретом императорской семьи. Неожиданно получил ещё один заказ. Он поступил от егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I С.А. Лопухина. Чиновник пожелал запечатлеть на холсте свою будущую супругу, графиню Марию Ивановну Толстую.
Вышло так, что восемнадцатилетняя Мария Ивановна вдохновила сорокалетнего Боровиковского написать портрет, выходящий за рамки традиционности. Обычно на первое место выдвигался статус персонажа, который подчёркивался окружающими атрибутами. Что-то заинтриговало художника в своей модели. В результате художник заставил окружающие предметы и антураж играть необычную роль - выявить глубокие, тайные стороны человеческого характера.
Русское искусство не знало такого подхода. Был изображён национальный пейзаж. Приглушёнными тонами, доносящими лиричность настроя, `выглядывают` белые стволы берёз, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. Сложные градации холодноватого колорита объединяют фигуру девушки и детали натуры в некий гармоничный образ. В линиях пейзажа ритмически повторяется наклон гибкого стана. Простота природы перекликается с простотой одежды и причёски героини, подчеркивая их единство. Была использована техника лессировочного письма. В ней сквозь верхние слои живописи просвечивают нижележащие красочные слои. Это создаёт впечатление подвижности проступающего образа - грациозная поза, рука, лицо, глаза. Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека Он написал взгляд - смысл на живом лице. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал.
`Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки`... Подобными фразами зрители выражают свое впечатление при взгляде на знаменитую `Джоконду` Леонардо да Винчи. Примерно такое же впечатление производит и портрет М.И. Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств способны вызвать обе картины.
К Павлу Третьякову картина попала в 1880 году из семьи дочери брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Третьяковская галерея содержит в себе зал Боровиковского. Портрет М.И. Лопухиной - настоящая жемчужина музея. Зрители сразу обращают на него внимание. Сквозь общую неброскость портрета проступает взгляд... и приковывает, держит в напряжении, манит, велит остаться. Загадочный взгляд меняется от несколько высокомерного до нежного. Об этом можно судить по словам зрителей. Они говорят, что он выражает то аристократическую надменность, то трогательную невинность прекрасной девушки, то вдруг неожиданно пророчит близкий трагический конец. На самом деле, вскоре после замужества юная графиня скончалась от чахотки.
После просмотра картины разными поколениями зрителей портрет сохранил силу своего воздействия и в наше время. У посетителей славного музея есть даже одно поверье. Состоит оно в том, чтобы вглядываться в образ на портрете и гадать на будущее по выражению лица и глаз Марии Ивановны. Считается, что она особенно расположена к влюблённым парам, иногда может даже дружелюбно подмигнуть - на счастье.
Современная живопись пока что не ухитрилась `переплюнуть` такие полотна. Портрет М. Толстой произвёл неизгладимое впечатление на русского поэта Я. Полонского. Он выразил свое восхищение в бессмертных строчках знаменитого стихотворения, написанного в 1885 году:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
http://spokusa.com.ua/post/833.html |