В учебниках начальной школы вам наверняка попадалась картинка, изображающая грустного мальчика и осуждающих его близких. На языке вертелся вопрос `А с какой стати вообще эта картина помещена в детские учебники?` Художники писали прекрасные пейзажи, можно было выбрать один из них. Оказалось, всё продумано гораздо хитрее.
В каком учебнике была классическая картина Фёдора Решетникова `Опять двойка!`? То ли в букваре, то ли в `Родной речи`. Но в память врезалась вместе с фамилией художника. Об этом человеке редко говорят. Оказывается, это участник первых полярных экспедиций СССР. Он много рисовал в полярных походах - и за одно это ему и слава, и почёт. О том, что Решетников рисовал портреты, рисунки, бытовые сценки, тоже мало кто помнит. Причём, это не просто хорошие работы, это высокое искусство. Сегодня его картины, рисованные и вылепленные шаржи смотрятся вполне современно.
Сюжетная и логическая прелесть в этой картине присутствует. Во-первых, трое детей похожи друг на друга. Во-вторых, у каждого персонажа свой характер, выписанный предельно точно. В-третьих, быт передан в мельчайших подробностях. Самое чудное, что центральным персонажем на картине является пёс. Он выделен самым ярким цветом. Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь к нашему герою. Это самое главное! Единственное существо, которого не волнует, что он принёс из школы!
Красное платье мамы выводит её на второй план (после пса). Следом идёт сам двоечник, за ним его брат на велосипеде, а потом уже сестра с учебниками. Квартира - отдельная! Обстановка по тем временам - для вполне обеспеченных людей. Квартира достаточно велика, в ней можно кататься на детском велосипеде. На полу ковёр - это вообще предмет роскоши! На стенке - часы с маятником.
Вспомним всё, что нам рассказывали по поводу этой картины в школе. У мамы на лице выражение, которое как бы говорит: `Чего тебе не хватает для учёбы?` Кроме упрёка, в лице и сожаление, и отчаяние. Что ещё надо сделать, чтобы этот лентяй начал нормально учиться? И её поза с бессильно опущенными руками тоже говорит об этом. Младший пока ещё ничего не понимает. У сестры всегда всё в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день.
А вот верный друг - он всегда рядом, всегда готов разделить все забавы, погулять, побегать! Конечно, герой наш не рад, что он проштрафился в очередной раз, что он огорчил маму. Он знает: ему еще кое-что грозит - должен появиться папа!
Казалось бы, можно поставить точку. Но нет, это не конец истории. Мальчик получил вторую жизнь в картине `Переэкзаменовка`. Это своеобразный логический финал. У всех каникулы, а он должен сидеть за учебниками, долбить науку. Вон в окне торчат сподвижники - а куда сдвинешься?
Надо смотреть на жизнь оптимистически! Есть надежда, что этот паренёк всё-таки одолеет стоящие перед ним рубежи, выгрызет из науки кусок гранита и получит за это аттестат. Есть подозрение, что картина `Опять двойка!` присутствует в учебниках до сих пор. С глубоким прискорбием констатирую факт, что педагоги не учитывают достижений психологии. Помещение такой картинки в учебники настраивает учеников на получение двоек, а не на хорошую учебу. Почему? Да потому что она несет в себе отрицательный заряд! Она портит настроение всем, кто на неё смотрит. При этом настоящие двоечники просто смеются над ней без всяких угрызений совести. Получается некоторое противоречие: прекрасная картина великолепного художника, а приводит вот к такому эффекту. Хотя с другой стороны, в современных учебниках порой встретишь нечто похлеще старой картинки. Как будто школа живописи перестала прививать своим воспитанникам вечные ценности. А ведь хорошее художественное образование необходимо для общего развития ребёнка.
Ну и последний вопрос: как же всё-таки пробудить интерес ребёнка к учебе? Точный ответ дать нельзя. Но можно дать рекомендацию: прячьте от него подобные картинки, и тем более - не вешайте их в детской.
http://spokusa.com.ua/post/835.html |