Для конца XIX и начала XX века это было проявлением неслыханной дерзости: женщины, чья самостоятельность и право на высказывание не признавалась ни одним из существовавших обществ, не только пишут картины, но активно выставляются, имеют оглушительный успех, ездят с выставками за границу, являются законодательницами нового направления в искусстве! Знаменитый вопрос Линды Ноклин `Почему не было великих художниц?` нужно перефразировать так: `Почему в России были великие художницы?`.
Русский авангард открывает нам ярчайшее созвездие художниц, которых поэт-футурист Бенедикт Лившиц, автор знаменитой книги о русском авангарде `Полутораглазый стрелец`, назовет `амазонками, скифскими всадницами`: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Варвара Степанова. Их холсты пронизаны необычайной творческой энергией, они разнообразны и самостоятельны, они ни в коем случае не повторяют чужих приемов, наравне с мужчинами участвуя в формировании нового художественного языка, а также в теоретическом обосновании стиля.
Ничего подобного не произошло на Западе. Западные художницы и скульпторши так и остались, по сути, безвестными, потерявшись за спинами своих учителей. Например, французские сюрреалисты не позволяли женщинам не только теоретизировать или подписывать манифесты, но и позировать для групповых снимков или участвовать в выставках.
Почему же Россия? Почему именно искусство авангарда?
Отражая бесконечное течение жизни, искусство подобно увеличительному стеклу, ибо в особенностях художественных стилей, рожденных в ту или иную эпоху, резче и отчетливее проступает то главное, что свойственно этой эпохе. Мыслящее общество ищет - и находит - новые пути выражения содержания, непривычные формы познания мира, создавая понемногу новое мироустройство. Эти идеи - авангард меняющегося социума, и не зря то же название носит одно из интереснейших направлений искусства.
Для авангарда немалое значение имеет выражение взаимоотношений художника с жизнью. Этот стиль живописи необычайно удобен для создания манифеста - декларации жизненной позиции автора, его образа мысли и способа чувствования. Главная идея авангардизма - романтическая и почти религиозная - состоит в абсолютности самого акта творчества, его самодостаточности, ибо в творческом процессе раскрывается `истинная реальность`. Поэтому для выражения смысла не важна ни форма, видимая художником в реальности обыденной, ни формальные характеристики творца - беден он или богат, немец он или француз, мужчина или женщина.
Вспомним Россию века девятнадцатого. Не сплетнями ныне занят свет, точнее - не только ими. Новые люди приносят новые мысли, из Европы давно дует ветер перемен, принося уже не только радикулит власть предержащим, но и семена нового мышления остальным. В салонах обсуждают освобождение смердов и последние достижения в науках. Больше того - и гости салонов, и их хозяйки изменились, стали резче, разнообразнее (разно-чиннее?) и деятельнее. Философские споры сменяются `хождением в народ`, биологическими опытами и составлением взрывчатых смесей. Просвещение заменяет принадлежность к сословию: оно становится ценностью само по себе, так же, как стремление к расширению кругозора, к новым видам полезной деятельности, к культуре и пониманию мира. Возникает тот поныне непонятный пласт общества, который позже назовут интеллигенцией: для его представителей, как и для авангардистов, безразличны внешние признаки собеседника - пол, национальность, сословная принадлежность. Важна лишь творческая позиция, знания, открытость окружающему миру. На этой почве и выросли `амазонки русского авангарда` - независимые, гордые, своенравные, конкурирующие с мужчинами в искусстве живописи - и победоносные.
Самих `амазонок` не слишком занимал женский вопрос. Главным для них было то, что `каждый человек, и женщина в том числе, имеет душу по образу и подобию Божию... воле и уму человеческим нет предела...`, как писала самая яркая и скандальная из них, Наталья Гончарова.
В 1912 году Гончарова назвала себя первой кубисткой России и заявила, что ее кубизм родился из скифских каменных баб и русского народного искусства. На ее картине `Божество плодородия` на фоне кубистически изломанных `кулис`, где обитают `дети` героини, царит женская фигура, будто высеченная из красочной массы. Выставка, на которой был представлен шедевр, закончилась скандалом. Блюстители нравов усмотрели в картине выражение `темных аспектов женственности`, то есть угрозу патриархальному миру.
Городские пейзажи Александры Экстер буквально заряжены энергией движения. На картине `Венеция` выхваченные светом и наполненные цветом плоскости громоздятся друг на друга, наклоняются, соскальзывают, но композиция сохраняет ясность и устойчивость. Перед нами Венеция будущего - мистически прекрасный город, напоминающий реальную Венецию стеклянной прозрачностью форм и общим впечатлением ускользающего от глаз отражения в воде. В более поздней `Конструкции цветовых плоскостей` элементы композиции складываются в подвижную цветовую формулу. Горячие красно-оранжевые поверхности притягивают взгляд, белый цвет призывает усталый глаз отдохнуть, черный и синий переливаются ночной глубиной - смотреть хочется еще и еще, абстракции Экстер обладают почти гипнотической силой.
Варваре Степановой принадлежат удивительные произведения в жанре `визуальной поэзии`. Она превращает `заумную` поэзию в живописные полотна, звучащие каждое своим тембром: например, в строке `Шух таз хкон` ощущается грубость и тяжесть, а в `Фианта чеол` - легкость и мелодичность. В рукописной книге Степановой `Ртны Хомле` буквы разномасштабны, одни расположены дальше, другие ближе, одни теплые, другие холодные - все это создает необыкновенное впечатление, заставляя зрителя не только видеть, но и `слышать` картину.
`Мир как результат чувственного восприятия ложен. (...) Отвлеченная мысль может проникнуть за пределы чувственного мира. Отвлеченная форма сознания может также проникнуть за эти пределы`. Эти слова Надежды Удальцовой очень точно определяют творческий путь познания мира. В творчестве можно обрести свободу, объять неведомое и пересечь вселенную - кто знает, быть может, на том же коне, что некогда промчал по просторам живописи `скифских амазонок`.
Ирина Корнева, Мария Лисс
http://object.msk.ru |