Одно время считалось, что на астраханском портрете запечатлен брат Григория Орлова - граф Алексей Григорьевич Орлов, который за победу над турецким флотом получил титул Чесменского. Основное внимание притягивал жалованный портрет императрицы в обрамлении блистательно выписанных искусной кистью живописца бриллиантов, изображенный на груди фаворита. Такой портрет являлся в екатерининское время самой престижной наградой для царедворца.
Д.Г. Левицкий. Портрет князя Г.Г. Орлова. Холст, масло. 72,0 Ч 55,0 (овал). Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева
Прусский посланник при русском дворе писал Фридриху II 30 июля (10 августа) 1764 года: `По возвращении в Петербург Ее Величество императрица дала фавориту свой портрет, украшенный алмазами большой стоимости`. Георг фон Гельбиг, служивший в 1787-1796 годах секретарем саксонского посольства и добросовестно собиравший все ходившие по Петербургу сплетни, с восхищением описывал жалованный дар: `Этот портрет был украшен огромным бриллиантом, так называемым плоским алмазом, имевшим форму сердца`.
Обратившись к архивным документам, удалось выяснить, что 5 января 1764 года Екатерина II санкционировала `придворному алмазчику` Позье выплату по счету 6600 рублей `за портрет, богато украшенный бриллиантами`. Вручила столь роскошный подарок императрица Григорию Орлову через месяц после празднования двухлетия прихода к власти. При этом ей не понравилась венчавшая рамку с миниатюрой корона, поэтому было велено переделать эту деталь. Судя по счету от 25 июня 1764 года, порученное исправление выполнил `ювелир Иван Лазарев`.
Обрадованные тем, что удалось проследить историю создания жалованного портрета, мы решили еще раз взглянуть на него. Мы хорошо помнили, что изображение присутствует и на эмалевом портрете Григория Орлова, приписываемом кисти Андрея Ивановича Черного. Но тут нас ожидал сюрприз. Дар императрицы имел другую форму: под короной портрет Екатерины II был заключен в четко читающуюся овальную рамку. Это было очень странно, так как противоречило сложившемуся правилу: художнику, запечатлевающему лик знатной персоны, в официальном портрете полагалось правильно изображать все награды и аксессуары, свидетельствовавшие о ранге и заслугах.
А.И. Черный (Чернов). Портрет графа Г.Г. Орлова. Медь, живопись по эмали. 7,2 Ч 5,3. Государственный Эрмитаж
Разгадка, как обыкновенно бывает, пришла неожиданно. Работая с источниками придворной Алмазной мастерской (в которой под руководством приглашенного с 1764 года из Вены мастера Леопольда Пфистерера силами его подмастерьев и учеников создавались различные украшения как для самой императрицы, так и для жалованных от нее подарков), мы обнаружили один интересный документ. Подмастерье Иван Никифоров писал Ивану Ивановичу Бецкому в челобитной от 5 ноября 1774 года: `Вашему высокопревосходительству не безызвестно, как в прошлом 1771 году за болезнью мастера Фистерера креплен мною в портрет Императорского Величества тот большой тонкой и весьма субтильной бриллиант, которой пожалован на приезд тогда из Москвы его сиятельству графу Григорию Григорьевичу Орлову`. Все сразу встало на свои места. Жалованных портретов было два, так как Екатерина II дважды, с разрывом в семь лет, одарила своего `Гри-Гри` самой высокой наградой.
Первый, окруженный овальной рамкой работы Жереми Позье, дополненный короной, переделанной в мастерской Ивана Лазарева, должен был сопровождать изображения графа Григория Орлова с момента награждения летом 1764 года, вплоть до смены его вторым в 1771 году. Но за какие заслуги был вручен Григорию Григорьевичу Орлову второй, сердцевидный, жалованный портрет Екатерины II? Здесь следует вспомнить об отношениях фаворита и его повелительницы в 1771 году. Георг фон Гельбиг писал, что Екатерина II `стала подумывать, как бы удалить его, ставшего уже ей в тягость. Случай к этому скоро представился: в 1771 году чума в Москве так свирепствовала, что там умерло 150 000 душ, и нужен был человек высокого положения, который постарался бы прекратить бедствие мудрыми мерами. Сама императрица представила своему избраннику, что `...поездкой на короткое время в Москву и своими там усилиями он мог бы стяжать живейшую благодарность нации`, граф Орлов выехал в Москву с многочисленной свитой`.
|