В 1911 году, по случаю восшествия на престол Георга V, Луи Картье изготовил 19 диадем для английского двора. Исполнение королевского заказа явилось блистательным послесловием к открытию отделения Cartier в Лондоне в 1902 году.
Теперь коронованным клиентам не нужно было утруждать себя поездками в Париж, на рю де ла Пэ, 13, где располагается с 1899 года легендарный бутик всемирно знаменитого Дома Cartier. Сент-Джеймсский двор явился для Луи Картье тем же, чем двор Санкт-Петербургский двадцатью пятью годами ранее для Карла Фаберже, которого, к слову сказать, в туманном Альбионе уважали. С этого момента между французским Картье и русским Фаберже начинается борьба за венценосных клиентов, в том числе и на российской территории. Это получило отражение в названии выставки `Фаберже и Картье: соперники на царском дворе` (`FabergО und Cartier: Rivalen am Zarenhof`), проходившей в Мюнхене с 28 ноября 2003 по 12 апреля 2004 года. Несмотря на активное сопротивление петербургских ювелиров, Картье, пользовавшийся поддержкой влиятельных членов императорской семьи, в частности Великой княжны Марии Павловны, в 1908 году основал свой фирменный магазин в столице Российской империи. Его двери были открыты только два раза в году: на Пасху и Рождество. Неизвестно, как бы закончилось соперничество Картье и Фаберже, если бы не начало войны в 1914 году и не последовавшая за этим революция. Производство Фаберже национализировали, а сам Карл вынужден был покинуть Россию. Умер он в Швейцарии в 1920 году. Эра великого Фаберже закончилась. Эра Дома Cartier, для которого Россия была лишь одной из ступенек к мировому признанию, продолжается до сих пор.
В отличие от Фаберже Картье начинает разрабатывать собственное часовое производство - в 1906 году им были сделаны первые наручные мужские часы, серийное производство которых началось с 1911 года. Модель Santos Dumont, названная по имени друга Л. Картье, бразильского аристократа и летчика, являются классикой мирового часового производства. Эта модель, в современном исполнении, производится до сих пор. Так же, как и созданная в 1918 году модель Tank, являющаяся `символом часового производства Cartier`.
Настольные часы-загадка Mystery Clock, или, как еще их называют, `see through clock`, стали для Картье тем же, чем для Фаберже пасхальные яйца. Однако в отличие от пасхальных яиц, изготовляемых исключительно для императорской семьи, часы мог купить любой богатый, точнее, очень богатый человек. Как правило, это были короли американского бизнеса или многочисленные правители Индостана - махараджи. Всего Mystery Clock было сделано, начиная с 1913 года, около ста. Не успев выйти из мастерских, эти часы становились предметом коллекционирования. Впрочем, то же самое можно сказать о ювелирных украшениях, в которых блистал и продолжает блистать мировой высший свет. И в случае, если владельцы по тем или иным причинам расставались со своими часами, то они выкупались Домом Cartier, который в 1970-е годы начал создавать собственный музей, а с 80-х годов - формировать собственную коллекцию Cartier Tradition (предметы из нее Cartier продает теперь наравне с современными изделиями).
На прошедшей в сентябре 2004 года Парижской бьеннале несколько витрин на стенде Cartier были посвящены так называемым историческим ювелирным украшениям (1900-1960). Среди них были изделия и `королевских кровей`, например принадлежавшие Мари Бонапарт бриллиантовые в платине подвески в форме еловых шишек (1913) - образец `первого` собственного стиля, выведшего Картье на `королевскую` орбиту в начале ХХ века, а в начале 1980-х годов получившего название стиля `гирлянда` (`guirlande`). На Парижской бьеннале был впервые выставлен на публичное обозрение знаменитый, недавно приобретенный бриллиант `Звезда Юга` (The Star of the South). Алмаз весом в 261,24 карата, найденный в Бразилии в 1853 году, был превращен амстердамскими гранильщиками в бриллиант antique cushion в 128,48 карата (1 карат равен 0,2 грамма). Если цена бриллиантовых подвесок Мари Бонапарт была около 500 000 евро, то `Звезда Юга` могла бы служить, наверное, эквивалентом стоимости всех остальных экспонатов бьеннале вместе взятых.
|