Внутриполитическая обстановка "смутного" периода смены династии Мин Цинской вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников. Чтобы выразить свое неприятие маньчжурского господства и сохранить верность Минам, многие деятели культуры категорически отказались сотрудничать с новоявленными правителями. Когда же оказалось, что господство Цинов установилось прочно и надолго, немало художников впали в уныние, кое-кто принял постриг и заточил себя в монастыре. Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как "четыре монаха".
Хун Жэнь
Хун Жэнь (1610-1663), так же, как и Кунь Цань (1612-1673) был выходцем из низов. В миру его звали Цзян Тао. Родился он в уезде Шэсянь (пров. Аньхой). Еще при Минах он получил ученую степень "сюцай", которую присуждали победителям экзаменов на уездном уровне. Когда в Южный Китай пришли маньчжуры, он постригся в монахи и, живя в монастыре, стал рисовать горные пейзажи. После его смерти его ученики похоронили его на склоне пика Юньфэн в Хуаншаньских гоах и посадили на могиле сливовые деревья "мэй".
В области пейзажа учителем Хун Жэня был Ни Цзань, однако Хун Жэнь отказался от некоторых особенностей стиля учителя, работы которого были проникнуты пессимистическим настроением. Картины Хун Жэня, наоборот, дышат радостью жизни, по ним можно видеть, что автор постригся в монахи вовсе не потому, что пожелал действительно удалится от мирских радостей, а лишь демонстрируя свой протест против маньчжуров. Он вкладывал в пейзаж всю свою трепетную любовь к родине, оттого они выглядели особенно полнокровными.
Одним из его знаменитых шедевров является свиток "Стернь" (музей "Гугун"), выполненный в такой элегантной манере, что кажется, будто он написал волшебной кистью.
Кунь Цань
Кунь Цань в миру носил фамилию Лю, родился в Улине (Чандэ, пров. Хунань), одно время жил в Цзиньлине (Нанкин). В кругу, где он общался, были видные интеллектуалы - художники и литераторы: Гу Яньу, Цянь Цяньи, Чжоу Лянгун, Гун Сянь, Чэн Чжэнкуй. Монастырь Юцисы в горах Нюшоушань близ Нанкина, в братии которого он состоял, посещали люди ученого сословия, проводившие здесь время в беседах. Кунь Цань лично участвовал в войсках, воевавших против маньчжуров, а после того, как войска, потерпели поражение, был вынужден скрываться от преследования в горах. Скитаясь по монастырям, он изучал буддизм, рисовал и сочинял стихи.
Известность Кунь Цаню принесли его пейзажные работы. Его стиль - основательный и размашистый - составлял контраст к элегантным стилем Хун Жэня. Кунь Цань заимствовал технику многих своих предшественников: "юаньской четверки мастеров", Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Дун Цичана, а также Ми Фу. Характерной его работой является "Цан пуй линтянь ту" ("Лесная тропинка", Нанкинский музей).
Тогда как двое из "четырех монахов" - Хун Жэнь и Кунь Цань, о которых мы рассказали выше, происходили из низов, двое других - Чжу Да и Ши Тао были, как говорится, из "голубых кровей".
Чжу Да
Чжу Да (1626-1705) по прозвищу "бада Шаньжэнь" (человек с горы Бада) был отпрыском императорской фамилии. Детство его прошло в провинции Цзянси в атмосфере благополучия и комфорта. Когда же ему минуло 19 лет, в стране началась смута, вызванная нашествием маньчжуров.
В юности Чжу Да проявил незаурядные способности, наделенный чувством юмора, он порой удачной остротой привлекал к себе внимание присутствующих. С установлением господства Цинов в социальном и материальном положении семьи произошли резкие перемены, что вызвало в душе молодого Чжу Да чувство горечи и протеста. Он написал на воротах своего дома иероглиф "немота" и стал отказываться от речи в присутствии посетителей, отвечая на вопросы лишь кивком головы либо жестом. Так в молчании провел он более десяти лет, а потом покинул дом и укрылся в монастыре близ Наньчана, где принял постриг. В монастыре он выполнял работу проповедника буддийского учения, число его слушателей доходило до ста.
|