В XVIII веке в русском обществе возникает подлинный интерес к минералогии. Уникальные образцы породы ценятся так высоко, что ювелирные изделия зачастую делаются ради камней, их украшающих. Минералы сплошь покрывали поверхность модных табакерок, отчего подобные коробочки называли `кабинетами камней`.
Табакерка `Камни Сибири` с портретом Екатерины II. Мастер Д. Рудольф. Высота 2,8 см; диаметр 8,3 см. Государственный Эрмитаж
После постройки в 1787 году нового здания Эрмитажа Екатерина II могла любоваться диковинками природы в своем `музеуме`. В двух примыкающих к Лоджиям Рафаэля комнатах императрица повелела разместить `кабинет естественной истории` и приобретенную у профессора Российской академии наук Петра-Симона Палласа коллекцию минералов. Произведения искусства из драгоценных металлов и разных камней были собраны в третьем помещении, находящемся на месте сегодняшнего Рыцарского зала.
26 сентября 1790 года Екатерина II добавила в находящиеся там витрины 105 табакерок из предназначенных для подарков, но сочтенных повелительницей достойными перенесения в Эрмитаж. Первой в списке значилась `табакерка круглая, оправленная в золоте, сверху крышка осыпана разными сибирскими каменьями, аматистами, аква-мари (аквамаринами. - Л. К.) и по сторонам и снизу донышка разных цветов яшмою и агатами, в крышке ониксовой медалион с портретом Ея Императорскаго Величества`, судя по клейму, исполненная петербургским мастером Давидом Рудольфом.
Табакерка `Камни Саксонии`. Мастер И.Х. Нойбер. Высота 2,2 см; диаметр 7,5 см. Государственный Эрмитаж
На крышке табакерки - величественный профиль Екатерины II, окольцованный рядами треугольников из аметистов, положенных на фольгу, а также желтых и зеленых топазов; на дне изображен в ме дальоне сибирский герб, набранный из гагата (окаменевшего угля) и топазов на золотой подложке; боковая поверхность инкрустирована образцами яшм, агатов, халцедонов и лабрадоритов. Форма их неслучайна, так как треугольник символизировал триединую природу вселенной: обращенный острием вверх - небо, направленный вниз - землю, а составленные вместе треугольники обозначали человека, объединявшего эти два мира. Поэтому вся композиция должна была читаться как панегирик просвещенной и мудрой правительнице, владеющей всеми богатствами обширных земель Урала и Сибири. Екатерина II так дорожила этой табакеркой, что через месяц забрала ее обратно в покои. Однако вскоре табакерка работы Рудольфа вновь заняла свое место в Эрмитаже, а вместе с ней туда поступили еще две. Они также представляли собой портативные минералогические коллекции.
В одной из них покоится обтянутая розовым шелком крошечная книжечка на французском языке `Подробное описание табакерки, составляющей кабинет камней, на которой насчитывается 87 драгоценных камней, которые находятся в Саксонии, и которая сделана Иоганном Христианом Нойбером в Дрездене`. Вторая табакерка, с 1 февраля 1791 года хранившаяся в покоях Екатерины II, мастер которой из-за нерасшифрованности клейм пока остается неизвестным, заключена в футляр, выточенный из горного хрусталя такой чистоты, что инородные включения можно разглядеть только под сильной лупой, а сам футляр крепится к табакерке серебряными шурупами, головки которых увенчаны великолепными крупными бриллиантами.
Табакерка `Камни Востока`. Неизвестный мастер. 7,5 Ч 9,4 Ч 4,4. Крышка (1), дно табакерки (2) и боковая сторона (3). Клейма Выборга и мастера `PMG`. Государственный Эрмитаж
По бокам табакерки в два ряда расположены 32 профиля римских императоров, под каждым из которых указано имя. Спектр самоцветов, привозимых с Востока, представлен на крышке. Минералы обработаны с применением почти всех известных способов огранки, лишь немногим камням сохранили природную форму.
|