Русское изобразительное искусство 1850-х годов принято характеризовать как `промежуточное` и `безликое`. Однако в это время жили традиции, заложенные такими корифеями, как А.Г. Венецианов, А.П. Брюллов, П.А. Федотов, А.А. Иванов. Их ученики внесли определенный вклад в развитие национальной школы живописи.
Имена многих художников сегодня забыты. Творческая судьба этих живописцев была нелегкой. Часто, не имея средств к существованию, они становились заложниками жизненных обстоятельств, выполняя малоинтересные или официальные заказы.
Именно к этой категории художников относится Стефан Семенович Ершов (1819/1822-1893), кисти которого принадлежит `Портрет неизвестной в черном платье`. Его творчество плохо изучено. В настоящее время можно говорить лишь о десяти произведениях этого мастера. Среди них следует назвать портреты М.Н. Воробьева (Музей Академии художеств, Санкт-Петербург), А.Е. Егорова (Тверская областная картинная галерея), поручика И.С. Щербатова (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени). По нашим данным, за последние годы четыре работы Ершова появились на московском антикварном рынке. Две из них, женские портреты `неизвестных`, демонстрировались на XII Антикварном салоне (стенд `Русский модерн` и `Арбатская находка`). Обе работы подписные, датируются 1850-1860 годами (экспертиза В.А. Петрова, Государственная Третьяковская галерея).
Лучшим из упомянутых произведений С.С. Ершова является `Портрет поручика лейб-гвардии конного полка князя И.С. Щербатова`, изображенного в интерьере Красной гостиной казарм полка, который поступил в Музей В.А. Тропинина в 1987 году из коллекции Л.В. Либензон. Полагаем, что о достоинствах этого портрета свидетельствует и заказанная в 1900-х годах художнику Е.К. Шевелеву специально для Музея конной гвардии в Санкт-Петербурге копия, находящаяся в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова. Картина отличается необычным колористическим решением. Детали антуража вводят в `мир` портрета, позволяя составить представление о личности изображенного. Перед нами - офицер во время дежурства, в окружении своих любимых вещей: альбома для рисования и книг. Благодаря этим деталям портрет военного воспринимается не как `мундирный`, а как интимный, поручик показан в обычной обстановке.
Творческому методу Ершова вообще близка интимная манера письма. В его работах отсутствует парадность. Судя по дошедшим до нас картинам, к которым следует отнести и `Портрет неизвестной в черном платье`, художника интересует человек в обыденных проявлениях.
Стефан Семенович Ершов родился в семье крепостных в городе Обояни Курской губернии. С 1830 года он являлся посторонним учеником Академии художеств, где прошел начальную подготовку в рисовальном классе профессора Алексея Егоровича Егорова (1776-1851). Получив вольную от своего хозяина в 1838 году, с 29 марта того же года он становится вольноприходящим учеником Академии художеств, находясь на собственном содержании, и продолжает образование в классе исторической живописи профессора Петра Васильевича Басина (1723-1877). Следует заметить, что творческая манера Басина-портретиста оказала на Ершова существенное влияние.
В 1839 году по указанию императора Николая I в Академии художеств упразднили пансион, и ученики должны были отныне жить на `вольных квартирах`. Как раз в это время у Ершова умирает отец, и, полностью лишенный средств к существованию, он вынужден был зарабатывать себе на пропитание и оплату обучения в Академии.
Известно, что 10 мая 1843 года он обращается за высоким покровительством к герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, Президенту Императорской Академии художеств. `Надежда, как единственная отрада в жизни, ободряет человека на всякое доброе предприя- тие`, - пишет художник. Но, по всей видимости, покровительство высочайшей особы не состоялось, ибо Ершов продолжает бедствовать: `Четыре года такой страшной жизни подломили совершенно мое здоровье. Я был еще молод, и не хотелось еще умереть, почему я, получив звание свободного художника, принял совет доктора - уехал в Курск - там за бесценок исполнил для Аркадия Аркадьевича Нелидова (сына младшего брата фаворитки Павла I, Екатерины Ивановны Нелидовой. - Т.С.) галерею фамильных портретов в натуральную величину и два иконостаса, с условием одну из картин, написанных мною, выставить в Академии художеств`. За это Нелидов потребовал залог недвижимым имуществом, которым Ершов, конечно же, не располагал. Художник отвечает своему обидчику трогательной фразой: `:не имея ничего на земле, я предложил ему в залог мое место в раю между музами`. Картины Нелидов так и не дал. Ершов вернулся в Петербург в 1849 году ни с чем. В Петербурге художник перебивается отдельными заказами, продолжая нуждаться.
|