Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Антиквариат / Оружие / Создание меча

Создание меча

<<назад
Статьи

Страстное увлечение русских царей
Клинковое холодное оружие военных, придворных и гражданских чинов
Части клинкового оружия
Тати, тачи (яп.) - длинный японский меч
Бастард и "полутораручный меч"
Булатный клинок
Японские мечи - правда и вымысел
Сабли - виды и классификация по странам
Виды мечей
Меч ниндзя (синоби-гатана; ниндзя-то)
Что такое самурайский меч?
Сабли, палаши, шашки и оружие с изогнутым лезвием
Ножи и кинжалы (историческая справка)
Вооружение войнов Киевской Руси
Вооружение войнов Киевской Руси. Часть 2
Вооружение войнов Киевской Руси. Часть 3
Несколько слов о хранении оружия
Боевой посох
Японские мечи и их клинки
Шуан (Цзянь-гоу, Шуан-гоу)
Холодное оружие древней Руси
Hагината, нагамаки, бисэнто
История Российского Холодного Оружия
Рыцарское вооружение
Римское оружие - часть 1
Римское оружие - часть 2
Галльское оружие - часть 1
Галльское оружие - часть 2
Галльское оружие - часть 3
Оружие древнего мира
Оружие германцев - часть 1
Оружие германцев - часть 2
Оружие древних египтян
Греческое оружие - часть 1
Греческое оружие - часть 2
Греческое оружие - часть 3
Краткая классификация холодного оружия
Ручное огнестрельное и холодное оружие (конец XV - первая половина XVII вв.)
Как выбрать нож для самообороны
Булат и дамасская сталь - загадки и история
Златоустовская гравюра на стали
Палаш
Оружейные дивиденды - оружие на рынке антиквариата. Часть I
Оружейные дивиденды - оружие на рынке антиквариата. Часть II
Выбор ножа из дамасской стали
Стилет: мрачное оружие с богатой историей
Небольшой экскурс в историю кортика
Соперник меча
Типология классических шпаг
Гарды японского меча
Видимое за благодетель воздаяние
Дагестан: заповедник художественных промыслов
Секреты ремесла кубачинских мастеров
Метаморфозы меча
Оружие и доспехи тибетского воина
Оружие казаков
Оружейные заводы России
Национальные, традиционные и легендарные ножи
Классификация ножей
Анатомия катаны
Живая сталь: мифы и реалии
Как рождается булатный клинок
Создание меча
Мечи викингов
Мечи разных народов
Виды сабель
Холодное оружие 1812 года
Шпаги
Как выявить подделку или низкосортный товар
Выбор ножа для самообороны
О ножах
Конструкция шашки
Национальные кинжалы народов мира
Национальные ножи народов мира
Национальные сабли народов мира
Русские шашки
Боевые топоры
Трансформация топора: от истоков до средневековья
Разновидности паренских ножей. Металл для паренского ножа
Технология изготовления паренского ножа. Миф о паренском ноже
Национальные шашки
Типы кортиков
Кортики в России
Мексиканский нож
Ритуальное холодное оружие
Русское холодное оружие ближнего боя
Подарочное оружие в начале XX века
Боевые ножи
Ближайшие родственники топора
Кама
Крупнейшие собрания оружия. Королевский цейхгауз в Берлине
Крупнейшие собрания оружия. Оружейный музей в Брюсселе
Формирование выставки оружия
Несколько слов о хранении оружия
Коллекционирование оружия. Определение подлинности и цены оружия
Искусство и техника оружейного дела
Художественное оружие
Русское художественное оружие
Коллекции

Ижевские коллекционные ружья
Оружие на рынке антиквариата (Фотографии Интернет-салона антикварного оружия OLDARMS (салон "КИРАСИР")
Музейные кинжалы, произведенные Златоустовской оружейной фабрикой
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Меч - основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. договор с греками: "А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы" (а не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи.)

Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до o нас от Х в. Погребения воинов-дружинников Игоря, Святослава и Владимира Святославовича сопровождались богатым набором оружия и разного военного снаряжения.

Древнерусский меч - оружие рубящее: "да не ущитятся щиты своими и да посечении будуть мечи своими" (Не защитятся щитами своими и будут посечены мечами) или "посекоша мечем нещадно". Но некоторые выражения летописи, правда более поздние, позволяют предполагать, что меч применялся иногда и для закалывания: "призвавшие ко оконцю пронзут и мечем" .Обычная Длина меча Х в. была около 80-90 CM, ширина клинка равнялась 5-6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.

Меч носился в ножнах. Бронзовые и серебряные наконечники и другие украшения ножен иногда обнаруживаются среди археологического материала. В летописи встречаются выражения "обнажи меч свой" и т. п.

Технология производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпляров мечей. Пять мечей происходят из Гнездовских курганов, четыре меча из Михайловских курганов, два меча из Приладожских курганов и один меч из Вщижа (Древнерусский город на реке Десне в Брянской области). На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовления:

0

Технологическая схема лезвий мечей: 1-наварка лезвия на железную основу; 2-наварка лезвия на многослойную основу; 3 - наварка лезвия на узорчатую (дамаскированную) основу; 4 - цементация лезвия.

Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа. Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. Последние, в свою очередь, были сварены из не-скольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы - будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов. Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчатая сварка, его травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки. Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.


0

Микроструктура лезвий меча; 1 - сварочный шов. х100; 2 - перлит с цементитом. х200

Применялась также цементация поверхности цельножелезного меча. Подобная технология была у меча из Михайловских курганов.

Перед нами самая типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия - сварка мягкой вязкой основы со стальным лезвием и последующая термическая обработка всего клинка.

Если сравнить технологические схемы производства клинков мечей и, например, кос, то обнаружится очень много общего: та же многослойная сварка или наварка стального лезвия, выточка дола и термическая обработка, та же большая длина и малая толщина полотна клинка меча и лезвия косы. Различие только в том, что у косы наваривали одно лезвие, а у меча два. Очень интересные сведения о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийся хорезмийский ученый Ал-Бируни. "Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (т. е. с узорчатым булатом.-Лег.), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа). И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен".

Этот текст интересен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучения лишь 12 мечей. Технология наварки стальных ("из шапуркана") лезвий на железную ("из нормохана") основу клинка является общерусской. Во-вторых, Ал-Бируни говорит я о превосходстве техники изготовления узора на клинках мечей у русских оружейников. При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой за-данный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как известно из опытов П. П. Аносова , случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности.

Итак, древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников воинов-дружинников мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделке не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, изготовлявших мечи из булатной стали.

Добротные мечи с "удивительными и редкостными" узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX в. писал: "что же касается купцов русских - они же суть племя из славян - то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Так арабы в средние века называли Черное море) морю".




Источник: http://www.cold-steel.ru

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь