До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база: на тот момент Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сортамент чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек.
Если шпага была преимущественно у пехоты, то основным видом холодного оружия полков тяжелой кавалерии - к ним относились драгуны и сформированные в России в 1731 г. кирасиры - является палаш. Это разновидность колюще-рубящего оружия с прямым, длинным и широким клинком. Во второй половине XVIII века тесаки приходят на смену шпагам у рядовых солдат пехоты. Шпага остается на вооружении офицеров, кроме нее офицеры и унтер-офицеры имели различные виды древкового оружия западноевропейского типа: протазаны, алебарды и эспонтоны. В XVII веке эти образцы уже практически не имели прежнего боевого применения и играли лишь вспомогательную роль при построениях, а в сражениях могли служить ориентиром при равнении шеренг.
Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии - Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия.
Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена - Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19-20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция. Алебарды и эспонтоны, а также шпаги, сабли, палаши и тесаки в значительном количестве изготовляли на Тульском оружейном заводе. Так, за период с 1736 по 1756 гг. для русской армии было сделано более 150 тысяч единиц холодного оружия. Большую часть составляли шпаги. Особенно много оружия изготовляли во время войн.
В первой половине XIX века палаши, так же как и шпаги, начинают заменяться саблями. Эфес кавалерийской сабли образца 1827 года имеет еще две дополнительные дужки. Затем на смену этому оружию пришла драгунская сабля образца 1841 г. Гарда этой сабли состоит тол из одной крестовины, переходящей в переднюю защит) дужку.
Много общего с саблей имеет другой вид холоди оружия - шашка. Иногда эти два вида бывает довод трудно различить. Шашка также имеет изогнутый од лезвийный клинок, но ее эфес обычно состоит из од рукояти без гарды. Это оружие заимствовано у народов Кавказа сначала казаками, а позднее оно станови уставным оружием русской армии.
Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен... В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве.
|