Все началась в Римской империи почти две тысячи лет назад. Великая Римская империя включала в себя все Средиземноморье. В 63 году до н.э. римский полководец Помпей захватил город Иерусалим, и провинция Иудея вошла в состав Римской империи. В конце I в.н.э. Иудеей правил царь Ирод. Его боялись и проклинали едва ли не больше, чем римскую власть. И тогда, как гласит предание, "во дни Ирода-царя" в небольшом городке Вифлееме произошло великое событие. Глубокой ночью в пещере родился младенец, которого назвали Иисус (по-древнееврейски - Спаситель).
Историки Древнего Рима упоминали в своих трудах о загадочной судьбе "человека по имени Иисус". Вот что можно у них прочитать: "...В Иудее он прославился, и многие стали его учениками. За свои речи он был осужден на смерть. Но ученики его рассказывали, что он явился им на третий день после своего распятия и был живым". Если слухи об этом достигли Рима, можно представить, сколько людей горячо обсуждали чудо воскресения Христа. Вспоминали и его проповеди - беседы, с которыми он обращался к ученикам.
В Иудее верили в древние предсказания о Спасителе, который однажды придет и избавит народ от несчастий. Говорили, что Иисус и будет этим избавителем, долгожданным добрым царем. (Прибавляемое к его имени слово "Христос" по-гречески означает "помазанник", то есть наделенный особой властью, отмеченный милостью Бога.). Но когда Иисус не стал добиваться царского трона и покорно позволил схватить себя и казнить, почти никто не понял смысла этой добровольной жертвы.
Лист Евангелия. Ростов. XIIIвек.
Евангелие.Новгород. Середина XIV века.
Добрый пастырь. Изображение в римских катакомбах.
В начале повествования о Христе не записывали. Их передавали друг другу устно, и ученики Христа разъехались в разные земли, неся людям добрую весть о случившемся людям. Их стали называть апостолами, то есть, в переводе с греческого, посланниками. Наконец, рассказы о жизни и Воскресении Христа были собраны в книгу, которая получила название Евангелие, что означает "благая (добрая) весть".
В книгу вошли писания четырех учеников Христа: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Авторов назвали евангелистами. Тексты евангелистов вошли в самую важную для всех христиан книгу - Библию (с греческого языка - книга). Библия делится на два Завета (т.е.союза, договора с Богом) - Ветхий Завет и Новый Завет. Именно Новый Завет посвящен описанию событий, связанных с пришествием в мир Иисуса Христа. Кроме четырех Евангилей, в Новый Завет входит описание деяний апостолов и их послания (обращения) к разным народам. В них ученики Христа объясняли, как нужно пройти путь спасения и заслужить радость вечной жизни.
Изображение на иконах белых омофор - напоминание о поучительной истории Доброго Пастыря.
К концу I века христиан становилось все больше. К ним присоединялись те, кто ждал понимания и сочувствия, кого волновали слова о равенстве и любви друг к другу. С III века на каменных стенах стали появляться росписи - христиане изображали важнейшие для себя образы-символы. Чаще всего это был крест - на нем принес людям спасение победивший смерть Христос, затем якорь - символ надежды, так как жизнь часто сравнивали с бурным морем; и наконец, рыба - обозначение имени Христа (по-гречески слово "рыба" состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель).
|