Россия издавна славилась своим гончарным производством. Неотъемлемой частью русской архитектуры XVII века являются керамические рельефные изразцы с яркими красочными поливными орнаментами, которые широко использовались для украшения зданий и облицовки печей. В XVII веке в России изготовливалась не только чернолощеная посуда, отличающаяся высокими техническими и художественными качествами, но и поливная, так называемая `муравленая` керамика, а, кроме того, разнообразные керамические игрушки-скульптуры.
Кувшин в виде двуглавого орла. 1796 г. Заводы Гжели
В отличие от западноевропейского полуфаянса и фаянса, которые предшествовали возникновению фарфора, русский фаянс развивался параллельно с фарфором, по времени даже несколько отставая от него. Предшественницей фаянса в России была майолика XVIII века. Майоликовые заводы Гжели и завод А. Гребенщикова, а также казенный фаянсовый завод в Петербурге - три основных предприятия, заложивших основу фаянсовой промышленности в России.
Настоящие фаянсовые заводы возникли в России лишь в начале XIX века, когда всемирной славы уже достигла продукция Императорского фарфорового завода изавода Ф. Гарднера в Вербилках. Успех английского фаянса на международном рынке и увлечение русского покупателя этим видом керамики способствуют появлению в первой половине XIX века отечественных фаянсовых заводов.
Производство тонкого фаянса началось в России в первые годы XIX века, и уже в первой четверти столетия насчитывалось значительное количество заводов во многих губерниях страны. Фаянсовые заводы организовывались дворянами, купцами, крестьянами. На выставках изделий российских мануфактур фаянс занимает существенное место, предприниматели получают за него награды, о нем много пишут. `Недавно еще фарфор и фаянс в России были предметом наслаждений самого достаточного класса потребителей - фарфор севрский и саксонский, фаянс английский украшали только столы богатых наших домов. С удовольствием наблюдатель заметит ныне внутри империи нередко фарфоровую и фаянсовую посуду там, где недавно еще занимала место глиняная или деревянная`, - писал в 1833 году В. Пельчинский в своем труде `О состоянии промышленных сил России до 1832 года`.
В первой декаде XIX века начали свою деятельность два крупнейших российских фаянсовых завода - казенный Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии. Продукция обоих заводов была вполне удовлетворительной по своим техническим характеристикам, но по художественным качествам была неоднородной. Межигорский завод, имевший связи с Императорским фарфоровым заводом в Петербурге, выпускал изысканный фаянс `столичного` характера, придерживался общеевропейских форм и декора. Изделия завода Ауэрбаха более провинциальны, они не так были подвержены стилистическим изменениям и пременам моды. Кроме того, в них много черт, присущих русскому народному декоративно-прикладному искуссву.
Наряду с двумя самыми значительными фаянсовыми заводами - Киева-Межигорским и Ауэрбаха - в первой половине XIX века в России существовало множество более мелких заводов. Некоторые из них, едва начав свою деятельность, закрывались, другие функционировали дольше. Находясь в руках одного владельца, или переходя из рук в руки. Заводы эти были по-разному ориентированы: так, продукция завода С. Поскочина ближе к продукции Киево-Межигорского завода, а фаянс гжельских заводов XIX века - к изделиям завода Ауэрбаха.
Сливочник. 1818-1870 гг. Завод Гинтера.
Сравнительно долго просуществовал в Петербурге фаянсовый завод Гинтера - с 1818 по 1870 гг. В истории развития русского фаянса он стоит особняком, т.к. большая часть его продукции изготовлялась из цветной полированной терракоты с рельефным орнаментом. Изделия этого завода отличаются хорошим качеством хотя в художественном отношении они показывают явную зависимость от иностранных образцов. На заводе Гинтера изготовлялась и довольно грубая фаянсовая посуда.
|