Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Фалеристика, сигнуманистика / Венец и Фалера

Венец и Фалера

Статьи

История искусства изготовления медалей
Что такое "сигнуманистика"
Высшая награда солдата
Орден св. Георгия
Российские Императорские ордена: ювелирная работа
Орден св. Анны
Камергерский ключ
Знак мирового посредника
Знак председателя волосного суда Лифляндской губернии
Знак сельского старосты
Знак судебного бия
Знак земского начальника
Знак десятского
Орден "ВИРТУТИ МИЛИТАРИ" (за воинскую доблесть)
Медаль "За победу при Гангуте" 1714 г
Медаль За победу при Кагуле. 1770 г.
Персональные медали адмиралу Ф.Ф.Ушакову. 1800 г.
Медаль "1812 года."
Медаль "За спасение человечества". 1818г.
Знак с цепью ордена Святого Духа
Орден "Победа"
Награды за Ватерлоо
Орден Карла Фаберже
Награды для военнопленных
Медали забытой войны
Знаки и эмблемы связистов
"Фрачники"
История Польши через призму истории ее наград
"Неправильные" медали
Венец и Фалера
Разновидности ордена Ленина, вручавшиеся награжденным
Железный крест. Из истории создания
Появление медалей в России
Медаль "В память 300-летия Санкт-Петербурга"
Медаль "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
Сигнуманистика
Производители наград и знаков до 1917 г.
Награды Временного правительства. 1917 г. Георгиевские кресты
Наградные кресты Российской Империи
Медаль за капусту
За верность и храбрость
Награда для коллекционера
Коллекции

Нашивки СССР, РФ и стран СНГ
Нагрудные знаки СССР
Знаки отличия в Британии
Отечественные жетоны
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Ни один достаточно совершенный государственный аппарат не может обойтись без наградных знаков отличия. Они так же, как и герб, флаг или гимн страны, представляют собой его неотъемлемые атрибуты.

0


Уже в Римской Империи существовала стройная наградная система. Высшими знаками отличия у римлян были венцы (короны). Самым почетным из них была "корона триумфалис". Вначале этот венец был лавровым, но впоследствии листья стали изготовлять из золота, поэтому у венца возникло другое название: "корона ауреа" - золотой венец.

Триумфа удостаивался полководец, который обладал высшей военной властью. Кроме того, в одном из данных им сражений должно было быть убито не менее 5000 врагов. До триумфа полководец не имел права вступать в Рим, и Сенат собирался, чтобы выслушать его отчет в храме богини войны Беллоны за пределами Рима. Выслушав отчет, сенаторы по решению Народного собрания назначали день триумфа. В этот день полководец во главе победоносного войска, в сопровождении шумной толпы, через специально воздвигнутые триумфальные ворота вступал в город и направлялся на Капитолийский холм.

Триумфатор ехал на круглой золоченой колеснице, запряженной четверкой белых коней. Рядом шли его родственники и друзья в белых праздничных одеждах. Сам триумфатор носил пурпурную тунику, вышитую пальмовыми ветвями, и тогу. Позади полководца помещался раб, он держал над его головой золотой венец и громко напоминал ему, чтобы он не зазнавался в своем счастье, что, несмотря на свои победы, он только простой смертный. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных. За колесницей шли почетные стражи, музыканты и певцы, исполнявшие триумфальные песни. Следом двигалось остальное войско, распевавшее иногда похвальные, а иногда шуточные песенки про своего полководца.

0


Шествие направлялось к Капитолию, где ожидали сенаторы в торжественных одеяниях. В храме Юпитера триумфатор приносил жертвы, снимал золотую корону и жертвовал храму часть военной добычи. Затем он отпускал солдат, раздав им подарки. Празднество заканчивалось торжественным пиром.

Триумфальному венцу уступал по значению венец "корона обсидионалис", первоначально сплетенный из цветов и травы; он давался тому, кто снял осаду с города или крепости.

"Корона цивика" из дубовых листьев вручалась тому, кто спас в бою товарища.

"Корона муралис" в виде крепостной башни давалась первому вступившему на стену вражеского города.

"Корона валларис" предназначалась тем, кто захватил вражеский лагерь.

"Корона навалис рострата" вручалась за морские подвиги; зубцы этого венца изображали носы кораблей - ростры.

Помимо этих военных наград существовали и венцы гражданских заслуг: миртовый и оливковый.

Для поощрения отличившихся воинов существовали и другие награды: похвала перед Народным собранием, повышение в чине, увеличение жалования и пайка, увеличение доли военной добычи, награждение деньгами или землей при выходе в отставку, освобождение от лагерных работ и, наконец, знаки отличия - фалеры, раздававшиеся в торжественной обстановке в присутствии всего войска.

0


Слово "фалера" (от греч. фалара, лат. phalera) первоначально означало в Древней Греции блестящее металлическое украшение. Фалерами называли "шишечки", украшавшие или укреплявшие шлем война, которые затем стали применять как украшение конской сбруи и в виде застежки на доспехах воинов. Изображение фалер встречаются на многих греческих вазах, где нарисованы верховые или запряженные лошади.

В Древнем Риме уже в IV в. до н. э. фалеры используются вместе с золотым кольцом (обручем) - torques как основные знаки отличия сенаторской знати, и с этого же времени они становятся военными наградами. Ими награждали за доблесть всадников, победивших врага и захвативших добычу. За такой же подвиг пехотинцев удостаивали фиалой - маленьким щитком, который позднее уступил место фалере.

Фалеры, как правило, были кругообразной или овальной формы, размером от 4 до 7 см. в диаметре и изготовлялись из различных материалов: серебра, бронзы, часто с позолотой, драгоценных или полудрагоценных камней, стекла со всевозможными изображениями. Особенно часто встречаются изображения головы Медузы Горгоны, Минервы, Марса, Юпитера, а также головы сфинкса или льва. В связи с установлением императорской власти в Древнем Риме в I в. до н. э. появляются "портретные фалеры" с изображением, в большинстве своем, римских императоров.

0


Древнеримские фалеры известны как в натуре, так и по рельефным изображениям на надгробных памятниках храбрым воинам. Так, на груди знаменосца XIV легиона Кая Люция, чье надгробие хранится в музее города Майнца, видны девять фалер вместе с двумя кольцами (torques).

В таком же порядке фалеры и кольца расположены на надгробной стеле римского легионера Кая Корнелия (Висбаденский музей). Изображение фалеры находим мы на надгробных стелах центурионов Марка Целиониса (музей в Бонне) и Кая Сертория (Веронский музей), на груди которых видны соответственно пять и девять наград. Встречаются также отдельные экземпляры фалер из погребений римских воинов (в музеях Страсбурга, Крефельда, Триеста, Берлина, Вены, Лондона, Парижа и других городов). Так, в 1858 г. близ города Крефельда в Германии были найдены в круглой металлической коробке девять серебряных фалер, которые вошли в собрание Музея древностей в Берлине и известны как знаменитые серебряные фалеры из Лауэрисфорта в Ренинии. Обладатель этих фалер Марк Флавий Фест (это имя было выгравирано на коробке, в которой хранились награды, и на оборотной стороне одной из фалер), носил их на груди, для чего их полость заполнялась смолой и закрывалась (с обратной стороны) медной пластинкой, через которую пропускалась металлическая проволока, образующая петельки в местах, где перекрещивались под прямым углом или по диагонали ремни на груди или на плечах. Другим способом крепились фалеры, найденные в Истрии, недалеко от югославского города Пула. Их края снабжены небольшими колечками для подвешивания; с аналогичным креплением известны фалеры из музея Ватикана. Большой интерес вызывают фалеры, хранящиеся в собрании инталий и камней Государственного Эрмитажа. Среди них есть портретные фалеры, выполненные из стекла, и фалеры, имеющие с обратной стороны специальные кольца для их ношения на доспехах воина.

0


Римская наградная система просуществовала несколько столетий и рухнула с крушением империи: фалеры и венцы не нужны были варварам. Уже в наше время фалеры, являющиеся своеобразными предшественниками современных знаков отличия, дали название научной дисциплине, изучающей наградные знаки, фалеристике.


Для обзора использованы следующие издания; Бурков В. Г. Фалеристика: Учебное пособие. Л., 1985; Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. М.: Наука, 1990; Суздальский Ю. П. и др. На семи холмах: Очерки культуры Древнего Рима. 2-е изд. М.: Просвещение, 1965.

Е. ВИТАЛЬЕВ
газета "Миниатюра"
"Знаки чести", вып. номер1, 1992
www.uuu.ru

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь